Найти в Дзене
АвтоДвиж

Очень странный ТОП-6 самых популярных автобусов России

Как известно, у нас в стране идет «реформа» общественного транспорта. Из всех утюгов и холодильников слышатся победные отчеты о внедрении программы «Доступная среда» и других социально-значимых проектах. В красочных релизах расписываются крупные поставки городам (а иногда и весям) новеньких низкопольных автобусов, отвечающих экологическому классу Евро-5. Казалось бы – жить стало лучше, и в городах теперь можно быстро и с комфортом добраться в любую точку, напрочь забыв о своем тарахтящем личном авто. Однако сухие цифры статистики говорят, что радоваться, мягко говоря, рано. Перед вами ТОП-6 самых продаваемых автобусов по итогам прошлого года по версии «Автостат инфо»…

Плакат на заводе ЛиАЗ – ведущем производителем низкопольных автобусов в РФ
Плакат на заводе ЛиАЗ – ведущем производителем низкопольных автобусов в РФ

Замыкает ТОП сочлененный низкопольный ЛиАЗ-6213. Это единственная действительно массово выпускаемая модель в сегменте «гармошек», так что ее позиция неудивительна. Странно только, что закуплено всего 459 единиц этих по-настоящему современных и социально ориентированных машин. С учетом того, что крупную партию машин взяла Москва – регионам практически ничего не перепало. Население уменьшилось, или «маршрутки рулят»?

ЛиАЗ-621367 – 18,7-метровый, низкопольный, максимальная вместимость - 201 человек
ЛиАЗ-621367 – 18,7-метровый, низкопольный, максимальная вместимость - 201 человек

На пятой позиции низкопольный ЛиАЗ-5292. Машина предлагается в двух вариантах: 12-метровый «бюджет» и 12,4-метровый «топ». Оба варианта также полностью социально ориентированы, и для пассажиров вся разница заключается в отсутствии или наличии «телевизоров» под потолком и USB-портов для телефонов. Реализовано 715 единиц.

Вот, собственно говоря, и все - с действительно современными городскими автобусами покончено, и дальше начинаются «нюансы». Четвертую строчку «хит-парада» занимает ПАЗ-4234. Ну, это как бы «привет из 2002-го», когда в Павлово создали «таксу» из универсального ПАЗ-3205. Удлиненный «пазик» сохранил узкие служебные двери, «трапы» на входе и 4-рядную планировку салона без каких-либо накопительных площадок. В таком виде автобус производится по сей день - в прошлом году на маршруты вышло аж 1176 новых машин данной модели.

ПАЗ-4234 – 8,1-метровый, высокопольный, максимальная вместимость - 50 человек
ПАЗ-4234 – 8,1-метровый, высокопольный, максимальная вместимость - 50 человек

На третьем месте находится НЕФАЗ-5299 с цифрой продаж – 1218 единиц. Стоит поздравить с попаданием в ТОП-3? Не-а. Дело в том, что ВСЯ серийная продукция автобусов НЕФАЗа относится к семейству «5299». Низкопольники, полунизкопольники, пригородные и междугородные версии – весь модельный ряд в статистике обозначен как модель НЕФАЗ-5299. А уж дальше по частоколу цифр идет деление на модификации. Так что определить, сколько из 12 имеющихся вариантов приходится по факту на действительно современные городские низкопольные версии (их всего 2), просто невозможно.

«Серебро» российского рынка достается автобусу ПАЗ-3204. Скажем прямо, «горожанин» из данного ПАЗика тоже так себе – ступени на входе и узкие двери никто не отменял. Есть, конечно, варианты, где задний свес сделан низкопольным, а вторая служебная дверь – двухстворчатая. Но чтобы пройти в салон дальше, чем накопитель в корме, все равно придется подниматься по ступенькам. Кроме того, единая маркировка «3204» для семейства «Вектор» и «Вектор NEXT» не дает возможности разделить продажи по поколениям. Да и длиннобазные версии включены в общую цифру – 2669 единиц.

Ну, и первое место, лавровый венок и кубок победителя достается модели, которая разошлась тиражом 3480 единиц. Как думаете, кто же так популярен у наших перевозчиков, что занимает 25% рынка всех новых автобусов? Какая машина, по их мнению, лучше всего подходит для перевозки пассажиров? Кто он, тот образец комфорта и удобства? Да, верно – ПАЗ-3205! Этот автобус на агрегатах недавно снятого с производства «газона» действительно является самым востребованным на рынке. Причем у него даже нет какого-то разнообразия версий: городской или пригородный, дизельный или газовый. Все. «Пазики» используют как «маршрутки», «служебки» и для перевозки детей. Они ходят по городу, пригороду, а иногда и межгороду, ничуть не смущаясь своей комплектации «выключено фсё» :) Так не пора ли уже признать, что на данный момент единственная программа общественного транспорта, воплощенная в жизнь, – это «Доступная цена». И именно она рулит на российском рынке пассажирских перевозок…

ПАЗ-32054  – 7-метровый, максимальная вместимость 43 человека
ПАЗ-32054 – 7-метровый, максимальная вместимость 43 человека