В этом году японский автомобильный бренд Mazda отмечает свой столетний юбилей.
Компания начала свою жизнь как производитель пробки. Компания Toyo Cork Kogyo, базирующаяся в Хиросиме, которую она до сих пор называет домом, впервые появилась 30 января 1920 года. В течение следующего десятилетия компания постепенно перешла к производству станков и, находясь в собственности Jujiro Matsuda, стала производителем автомобилей.
Первым автомобилем, Mazda-Go, был трехколесный грузовик. Mazda-Go, названная частично как отсылка к Мацуда-сану, а также к божеству Ахура Мазде, была фактически моторизованной рикшей - первой в своем роде - с одноцилиндровым двигателем мощностью 9 л.с. Несмотря на постоянную модернизацию, Mazda-Go была единственным автомобилем компании почти 30 лет.
После производства вооружений во время Второй мировой войны Toyo Kogyo вернулся к производству автомобилей через несколько месяцев после того, как город был разрушен ядерным взрывом. Он продолжал выпускать коммерческие автомобили с линейкой трехколесных грузовиков K360 и T-Series, а затем перешел на легковые автомобили в 1960 году.
В отличие от автомобилей, которые были до этого, Mazda R360 была четырехколесной машиной.
Являясь частью класса компактных автомобилей Keijidosha - также известного как Kei Cars, - R360 использовал V-образный двигатель объемом 356 куб. См, установленный сзади. P360, или Mazda Carol, последовал в 1962 году, чтобы представить первый четырехместный автомобиль Mazda.
Одна из самых удачных моделей Mazda создана и в эту эпоху. Бренд сформировал партнерство с NSU Германии по разработке и производству роторного двигателя Wankel. Mazda выпустила свой первый роторный автомобиль в 1967 году с Mazda Cosmo Sport 110S.
Вскоре Mazda начала использовать роторный двигатель во всем, что могло, производя почти два миллиона автомобилей с роторным двигателем в течение следующих 40 лет. Сюда входили пикап, автобус Parkway и купе с передним приводом Luce - единственная в мире машина с передним приводом с роторным двигателем.
Однако наиболее известным его применением, вероятно, является линейка спортивных автомобилей RX и гоночные машины на выносливость. Модели RX - предположительно аббревиатура от Rotary Experimental - начались с версии Capella RX-2, но в 1978 году достигли своего апогея с RX-7. Разработано Matasaburo Maeda, чей сын Ikuo теперь является ведущим дизайнером в Mazda , RX-7 будет длиться три поколения и 24 года.
В этот период Mazda официально сменила название на Mazda Motor Corporation в 1984 году и приняла участие в гонках Ле-Ман 24 на автомобиле с роторным двигателем. В 1991 году он стал первым японским или даже азиатским производителем, выигравшим 24 часа Ле-Мана, и все еще единственным брендом, который выиграл гонку с роторным мотором.
В 1991 году после финиша в Ле-Мане Mazda 787B была с превеликой осторожностью погружена в самолёт и отправлена в Японию как есть. Машину запретили даже мыть, чтобы перед журналистами, специально приглашёнными в маздовский технический центр в Йокогаме, прототип предстал во всём величии. Со ссадинами, в копоти, мёртвых насекомых и ошмётках шин, липким от шампанского — всё это так украшает боевую машину! В присутствии прессы был вскрыт 700-сильный роторно-поршневой двигатель (РПД). Износ уплотнителей на вершинах роторов составил всего лишь 20 микрометров — хоть ещё на один марафон отправляй.
Михаил Петровский, drive.ru 18 ноября 2011.
Возможно, самый известный продукт бренда появился в 1989 году, с Mazda MX-5 - также известной как Eunos Roadster или Mazda Miata. С тех пор двухместный кабриолет выпускается в производство на протяжении четырех поколений, и благодаря более чем миллиону проданных автомобилей он является одним из самых популярных спортивных автомобилей, когда-либо созданных.
Автомобиль появился в необычный период для Mazda, поскольку, как и многие другие японские бренды, такие как Nissan / Infiniti, Honda / Acura и Toyota / Lexus, он экспериментировал с суббрендами. Eunos и Efini, пожалуй, наиболее известны своими четырьмя отдельными марками благодаря своим продуктам MX-5 и RX-7. Mazda также производила автомобили под маркой AutoZam для небольших автомобилей, в то время как люксовый бренд, известный как Amati, был отменен в последнюю минуту.
Современный бренд Mazda продолжает идти по пути иновационных технологий двигателей. С момента обретения независимости после 35-летнего сотрудничества с Ford Mazda представила целый ряд автомобилей на собственных платформах SkyActiv. Это началось с внедорожника CX-5, но с тех пор охватило все модельные ряды Mazda.
В то время как другие бренды сократили свои двигатели и добавили турбины в погоне за экономией топлива и выбросами на бумаге, Mazda придерживалась принципа «правильного выбора размера» для реальной экономии топлива. Он также был на удивление спокоен к электрификации, так как работа над двигателями внутреннего сгорания еще продолжалась.
Первые электрифицированные автомобили Mazda только начинают появляться на рынке, а полностью электрический MX-30 появится в ближайшие несколько месяцев. В 2020 году Mazda также представила еще одну необычную технологию двигателей : Skyactiv-X — первый в мире серийный бензиновый двигатель с геометрической степенью сжатия 15:1, приводным нагнетателем и сверхвысоким давлением топлива. Он имеет рабочий объем 2,0 л, а главное — на нем впервые применена технология SPCCI (Spark Plug Controlled Compression Ignition, «воспламенение от сжатия, управляемое искровым зажиганием»). По обещаниям маздовских инженеров, такой двигатель должен иметь отдачу безнаддувной «четверки» 2.5 и экономичность полуторалитрового дизеля. И первым получит это двигатель хэтчбек Mazda 3 .
Выступая на специальном столетнем мероприятии в штаб-квартире компании в Хиросиме, президент и главный исполнительный директор Mazda Акира Марумото сказала:
«В преддверии следующих 100 лет мы будем продолжать создавать уникальные продукты, технологии и опыт, которые нравятся нашим клиентам».