В середине 1950-х годов Н.С. Хрущев, известный своими аграрными наклонностями, активно занимался развитием сельского хозяйства. Это увлечение Первого секретаря ЦК КПСС сказалось и на автомобильной промышленности: заводы один за другим получали задания на разработку техники повышенной проходимости для освоения целинных земель.
Не обошла эта участь и Московский завод малолитражных автомобилей. Однажды А.Ф. Андронова, руководившего на МЗМА конструкторскими работами, вызвали на совещание в Кремль. Там товарищ Хрущев самолично поставил заводу задачу в 10-дневный (!) срок сконструировать для тружеников села полноприводный автомобиль на базе «Москвича». Срок нереальный, казалось бы. Однако московские конструкторы и экспериментальщики, работая в ритме военного времени, с заданием справились! Макетный образец седана «Москвич» с колесной формулой 4х4 и узлами шасси, выполненными по типу ГАЗ-69, был готов вовремя.
После создания первого макетного образца устный указ Хрущева будет оформлен официально: 8 августа 1955 года Министерство автомобильной промышленности СССР издаст приказ об освоении на МЗМА производства полноприводного автомобиля «Москвич-410».
Ведущим конструктором автомобиля «Москвич-410» стал Р.А. Липгарт – старший сын знаменитого А.А. Липгарта, много лет занимавшего пост главного конструктора ГАЗа. Будучи хорошо знакомым с «горьковской кухней», при конструировании полноприводного «Москвича» Ростиславом Андреевичем были использованы многие технические решения, характерные для автомобилей ГАЗ.
На модели 410 была установлена цельная балка переднего моста и зависимая рессорная подвеска. Рулевую трапецию сконструировали по типу ГАЗ-69. Как и у горьковских машин, картеры обоих мостов спроектировали разъемными. От автомобиля М-20 «Победа» взяли рулевую колонку, рулевой редуктор и передние рычажные амортизаторы, от М-72 – задние амортизаторы. Правда, отличались от горьковских внедорожников ступицы передних колес: у «Москвича» их сделали отключаемыми от полуосей.
Чтобы вода и грязь не попадали в салон через отверстия в полу, у «Москвича-410» предусмотрели установку подвесных педалей вместо напольных. Клиренс у полноприводного «Москвича» вырос до 220 мм (как у «Нивы»), а расстояние от порогов до земли и вовсе достигало едва ли не полметра! С такой геометрией преодоление ям и буераков на проселочных дорогах не вызывало у машины никакого труда. Серийное производство «Москвича-410» началось первой половине 1957 года.
Правда, высокое расположение кузова над дорогой при сохранении прежней ширины колеи привело к склонности машины к опрокидыванию на крутых поворотах. Редкий экземпляр "четыреста десятого" из числа дошедших до наших дней не полежал в свое время на боку! Кроме того, кузов "полноприводника" оказался недостаточно жестким: он не выдерживал нагрузок на кручение. От частой езды по бездорожью его перекашивало, часто лопались силовые элементы...
Тем не менее, автомобиль пользовался большой популярностью. Неизвестно, как сложилась бы эволюция всех последующих моделей "Москвичей", если бы 410-й не сняли с производства еще в 1960 году: заводу тогда понадобилось нарастить объемы производства стандартных седанов "Москвич-407", хорошо востребованных за рубежом. А сделать это было можно, только пожертвовав какой-то другой серийной моделью. Универсалы и фургоны были остро необходимы народному хозяйству, и их трогать было нельзя. Вот "полноприводник" и попал под раздачу...
Спасибо за внимание! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал и СТАВЬТЕ ЛАЙК! Читайте также на канале "АвтоДвиж":
Вспоминаем "горбатый" ЗАЗ-965
Самая красивая "Волга": вспоминаем ГАЗ-21
ГАЗ-69 и его необычные модификации