«Автомобили не такие долговечные как раньше» – известное утверждение, который слышал каждый автолюбитель. Причем не важно про какие машины идет речь – японские, немецкие или американские. Но имеются ли какие-нибудь основания, для этого утверждения? К сожалению да.
Планируемое устаревание
Планируемое или запланированное устаревание это общий термин. Он означает, что производитель еще на этапе проектирования продукта, явно или скрыто ограничивает срок службы. Впервые этот термин в своем докладе ввел промышленный дизайнер Брукс Стивенс в 1954 году.
Устаревание внешнего вида
В автомобильной индустрии запланированное устаревание начало применяться задолго до того как Стивенс озвучил свой доклад. Еще в 1924 году, президент GM Альфред Слейн ввел ежегодный редизайн автомобилей. Внешний вид автомобилей изменялся незначительно, но и этого было достаточно, чтобы вызвать дискомфорт у потребителей и подстегнуть их на покупку новой машины. Такая стратегия, выглядела особенно глумливой, учитывая бушующую в США Великую депрессию, когда у многих людей не хватало денег даже на еду.
Тем не менее, перманентный рестайлинг показал свою эффективность и используется автопроизводителями и по сей день.
Моральное устаревание
Технологии не стоят на месте и автофимы этим активно пользуются. Даже незначительное изменение мощности двигателя или появление новой опции, автопроизводители обставляют как весомую инновацию и активно ее рекламируют. Таким образом, ваш автомобиль с каждым годом устаревает, не только внешне, но и технически. Ситуация усугубилась с активным внедрением электроники и сложных мультимедийных систем.
Снижение надежности
Между тем, предыдущие примеры меркнут по сравнению с тем, что некоторые автопроизводители сознательно снижают ресурс своих автомобилей. Это очень сложно доказать и ни одна компания никогда в этом не признается. Тем не менее согласно отчету агентства JDpower, в среднем по индустрии, количество поломок современных снизилось с 170 случаев на 100 автомобилей в 2009 году, до 136 в 2019 году.
Казалось бы, запланированное устаревание это миф. Но интересно, что такого рода исследования проводились лишь для автомобилей не старше трех лет, почему в группу не вошли семи или пятилетние автомобили вопрос остается открытым.
Усложнение ремонта
Кроме того, растет сложность и стоимость технического обслуживания. Современные автомобили спроектированы таким образом, что выход из строя даже незначительной детали ведет к замене узла в сборе! Загудел ступичный подшипник? Меняй ступицу. Сломалась шаровая опора? Меняй рычаг подвески. И таких примеров множество.
Еще одна ловушка ждет автовладельца в официальном мануале. Он не рекомендует прогревать и обкатывать двигатель, менять рассчитанное на весь срок службы масло в МКПП и ГУР. Таким нехитрым способом, автопроизводители еще немного сокращают срок службы своих автомобилей.
Кто виноват?
Запланированное устаревание это неотъемлемая часть капиталистического общества потребления. В таких условиях экономика расходует намного больше природных ресурсов и создает огромное количество отходов. Кроме того, непрерывная «гонка» за новыми товарами, делает потребителей расточительными, а многих вгоняет в долговую яму.
Между тем, существует и диаметральная точка зрения. Планируемое устаревание ускоряет технический прогресс и обеспечивает промышленный рост, во благо всего человечества, а не узкой прослойки предпринимателей.
Оригинал статьи доступен на сайте autohs.ru
Если вам понравилась статья поддержите ее лайком 👍 , а также подписывайтесь на канал. Спасибо)
Читайте также: Как американское правительство чуть Cadillac не сгубило