Расскажу и покажу поэтапно, как была написана эта картина. Небольшой мастер-класс может пригодиться тем, кто изучает живопись маслом и просто интересуется искусством, чтобы лучше его понимать. Семнадцать фото - от первых мазков до самого финала!
Бывает, смотришь картинки с различной старинной музейной посудой – и оказывается просто невозможно пройти мимо и что-нибудь не «присвоить». Так получилось и с этим прекрасным рыбодраконом – позолоченным серебряным кубком-наутилусом.
Главная сложность, когда используешь готовые фотографии – большинство делается в таком освещении, которое совершенно не подходит для живописи. Как правило, это вспышка. Конечно, случалось мне и портреты писать на заказ по фото со вспышкой на мыльницу – но это совсем не норма. Это экстрим и нечеловеческие условия работы.
Дело в том, что восприятие объёмной формы задаётся в первую очередь освещением. Наиболее полное впечатление выпуклого объёма возникает при условии бокового освещения, когда в изображении есть выраженные освещённая и теневая сторона. Плюс, традиционно, свет падает сверху, а если направление меняется, восприятие тоже получается искажённым. Вспышка заливает всё фронтальным плоским светом – и вписать освещённый таким образом объект в нормальную световоздушную среду практически невозможно. Возникает некоторая условность изображения. Впрочем, более чем естественное, ослепительное сияние бликов будит романтическое воображение и радует простые души. Честно говоря, не вижу в этом ничего плохого. Если придираться, то это, конечно же, кич. Но… «нам на это нечего смотреть», как говорил один из героев Булгакова.
Поскольку характер освещения и трактовка формы «главного героя» композиции далеки от традиционных для классических голландских натюрмортов, добиваться правдоподобной стилизации окружения в этом случае тоже не имеет смысла. Ограничимся приблизительным «по мотивам». Какие-то намёки есть в букете, белой скатерти и фруктах – но в целом композиция, конечно, современная.
Начинаем работу над подмалёвком с того, что размещаем в формате холста наше главное действующее лицо – золочёный барочный кубок.
Затем, как бы по спирали, повторяющей движение завитка наутилуса, раскручиваем вокруг него другие элементы изображения.
Снова видим, что в основе живописной работы лежит прозрачный набросок достаточно жидко разведённой разбавителем краской. В нём даже есть что-то от акварели. Основной цвет подмалёвка – коричневый, но главный цветовой контраст можно задать с самого начала – в нашем случае это противопоставление красного и зелёного.
Дальше из этого золотисто-коричневого сумрака постепенно вытягиваем формы и подробности – но местами, в тенях, хорошо бы оставить его так, как есть в подмалёвке. Изучаем, передаём на холсте цветовые отношения и касания красочных пятен.
Забавно вышло с зёрнышками граната – намеченные изначально, они оказались закрашены общим тоном белой скатерти, а потом появились снова. Ещё одно подтверждение, что невозможно заранее отрисовать все детали, нужно иметь в виду живописную целесообразность. Любая работа ведётся, как правило, от общего к частному. Можно, конечно, одновременно раскрашивать мелкие детали и фон между ними – но велик риск застрять на этом надолго. И плоскость стола в этом случае не выйдет такой цельной и убедительной.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие мастер-классы, а также узнать секреты живописи маслом и разные полезности для художников.