Я уже рассказывал о вертолётах КБ Камова, например, о так и не пошедшем в серию Ка-56.
Ну и конечно же, все знают знаменитый Ка-52 "Аллигатор":
Однако, есть вертолёт, стоящий где-то посередине. Это не складной вертолёт для базирования на подводной лодке, но и не грозная боевая машина.
Рабочая лошадка.
Прошлый век. Нет, реально прошлый век, середина 50-х. В СССР появились первые серийные вертолёты, после военных они дошли и до Гражданского воздушного флота.
И выяснилось, что вертолёт очень удобная штука. Минимальные требования к посадочным площадкам, маневренность, возможность зависать на месте. Эти преимущества в то время перевешивали минусы вертолётов.
Хотя минусы тоже были. Малая скорость и дальность полёта вполне укладывались в требования к машинам.
А высокий расход топлива- да кто его экономил-то, в СССР?
Химия.
И одним из основных применений была химия. То есть авиахимработы, обработка сельхозугодий с воздуха.
Конечно основную работу взял на себя легендарный самолёт Ан-2:
Но не везде он справлялся. В некоторых районах такую работу могли выполнить только вертолёты. Конечно же, был вездесущий Ми-2, который довольно успешно обрабатывал поля:
Но и их не хватало, несмотря на налаженное производство как в СССР так и в Польше.
И вот тут-то в дело вступили специалисты КБ Камова.
С учетом того, что военные не выступали заказчиком, ограничения по применению не стали проблемой. И камовцы решили делать вертолёт максимально универсальным.
Летающее шасси.
Кабина, двигатели, хвостовые балки...
Что, это всё???
В основном, да. Именно этих узлов и агрегатов вполне достаточно, чтобы вертолёт поднялся в воздух.
Но что можно перевозить на таком вертолёте? Да все, что угодно.
Ведь для него было создано три специализированных модуля.
Это оборудование для химработ, включающее в себя конусный бак и штанги с распылителями:
Для перевозки пассажиров имелась грузопассажирская кабина с шестью откидными сиденьями:
А для тех грузов, за сохранность которых можно было не переживать, была просто подвесная платформа.
Плюсом было то, что для замены этих сменных модулей нужно было два человека и час времени. Такой вот вертолёт-трансформер)))
А при необходимости, убрав их, можно было перевезти до 900 кг на внешней подвеске. Мало? При максимальной взлетной массе 3250 кг это почти 30%!
Что по технике?
Сердцем, точнее, сердцами вертолета стали два двигателя М-14В26В.
Это специально модернизированный для этого вертолёта вариант знаменитого М-14, который применялся... Да где он только не применялся, в условиях практически полного отсутствия аналогов.
Для работы в качестве вертолётного на двигатель установили угловой редуктор и вентилятор охлаждения.
Плюсом стала, как ни странно, работа мотора на бензине. То есть,там, где заправлялись Ан-2, всегда можно было заправить и Ка-26.
И нет, "один двигатель-один винт" это неправильно!
Оба мотора через редуктор вращали оба винта. А два двигателя применили для увеличения мощности и повышения надежности.
Кстати, о винтах. Схема с соосными винтами, помимо ее преимуществ, таит в себе и опасность, незнакомую вертолётам классической схемы.
Перехлест винтов.
Винты вращаются в противоположном направлении. И при каких-либо колебаниях возможна ситуация, когда концы лопастей нижнего винта пойдут вверх, а верхнего вниз. Что произойдет при их столкновении думаю, объяснять не надо.
Как с этим бороться?
Самое очевидное решение-разнести винты по высоте.
На Ка-26 сделано именно так. Расстояние между винтами-117 см!!!
И еще одна особенность- лопасти винтов из стеклопластика. Как ни странно, ресурс у них в три раза больше металлических.
Выпустили этих вертолетов, по разным данным, около 800 единиц. Именно поэтому он менее известен, чем Ми-2.
Развитием могла бы стать модель Ка-126, являющаяся, по сути, модернизацией Ка-26 с установкой газотурбинного двигателя:
Но в серию он не пошел...
А где взять такой?
Несмотря на то, что давно не выпускаются эти машины, при желании можно купить Ка-26 даже в лётном состоянии.
Я нашел три объявления в России, и цена примерно одинаковая, в районе 4-4,5 миллионов рублей.
Дорого? Но за эту цену можно купить Ми-2 или какой-нибудь Робинсон. Банально)))
А тут редкая машина уникальной схемы.