Маленькая страна на Ближнем Востоке потребляет кофе в большом количестве. Население Израиля состоит из евреев различных диаспор, втом числе выходцев с постсоветского пространства, из арабов и некоторых национальных меньшинств: друзы, черкессы и другие. Их всех объединяет не только проживание в исторически великой стране, но и зачастую любовь, даже страсть к кофейному напитку. В среднем израильтянин выпивает около 3-х чашек кофе в день и это довольно высокий показатель. Давайте же разберемся какой же кофе пьют в Израиле!
Огромную долю кофейного рынка занимает национальный кофейный бренд семейной компании Штраусс "Илит". У концерна свои плантации кофе в бразилии, давным давно установленные технологии кофейных блендов и широкая аудитория потребителя. Это хорошо для бизнеса, но довольно скучно для конечного потребителя, у которого фактически отняли широкий ассортимент национального продукта и он десятилетиями довольствуется в основном двумя видами кофе. Это Илит Кафе Турки для заваривания в традиционной джезве (или просто турке), также применим для национального способа заваривания "кафе боц" (дословно "кофе грязь" из-за текстуры напитка)- это обыкновеное заваривание чайной ложки молотого под джезву кофе кипятком для моментального употребления. Пакетики данного молотого бленда известны некоторым кофеманам по всему миру, они имеют красно-черный цвет. В начале 2000-х на прилавках появились зелено-черные пакетики, этот, в принципе, та же смесь с добавлением кардамона. Состав бленда не публикуется, но в нем явно преобладает робуста, и это не странно, ведь на дешевом сырье можно отлично заработат, учитывая, что бренд рос и закрепялся в условиях дефицита местного рынка в середине 20-го века, частенько воюещей с недоброжелательными соседями страны. Второй широкомасштабный продукт бренда это Нэс Кафэ Илит. Он предназначен для залития кипятком и молоком. Трудно сказать из чего состоит смесь, но это мелкая пудра, которую каждое утро пьют целых 300 тысяч привыкших израилтян. Кофейные продукты компании Штраусс-Илит завоёвывают еще молодые сердца израильтян в армии. Это идеальная модель маркетинга, ведь большинство молодых людей страны служат в армии по 2-3 года, а за это время к кофе Илит можно и привыкнуть на всю жизнь. Этот кофе на самом деле довольно чётко отражает характер страны середины-конца прошлого века - с качеством разбираться некогда, готовить некогда (ведь нужно строить молодую страну и периодически отбиваться от вражеских атак, он бодрит и всех устраивает.
В начале 2000-х некую популярность завоевывают мировые бренды, в основном итальянские. Окно в Европу открыто и нередко любящие хвастануть израильтяне закупают молотый кофе для ручных кофемашин эспрессо. Это несомненный шаг вперед и Lavazza и другие бренды пользуются своим шансом.
Затем в эре 2010-2020 лень израильтян справедливо берет свое и страна массово переходит на капсульные кофемашины фирмы Nespresso. Брендированные фешенебельные магазины компании манят новых клиентов, а лицо бренда Джордж Клуни привлекает даже самых сомневающихся. Ком запущен- кофеманы легко готовы променять настоящий кофе на кофе в капсулах, ведь кофемашина отлично смотрится на кухне, с ней не нужно возиться и вокруг нее всегда чисто, а израильтяне очень любят чистоту дома. На эту волну пытаются вскарабкаться все кому не лень- местные бренды продуктов питания и гиппермаркетов начинают производство своих кофейных капсул, не исключением становится и вышеупомянутый Илит. У них удается отнять долю рынка у Nespresso, ведь их капсула стоит вдвое дешевле именитого бренда. Кстате, какая цена на кофе в Израиле? 100 гр Илит Кафэ Турки стоит примерно 4 доллара, банка порошка Нэс Кафэ для молочного напитка содержит примерно 250 гр и стоит 5 долларов. Конкуренты с более качественным, по правде сказать, гранулированным кофе (Тестер Чойс или Якобс) стоят прмерно 10 долл за банку. Капсула Неспрессо- 70 центов, а заменитель примерно 35.
В Израиле лишь зарождается третья волна кофе. Она давно захватила Японию, Россию, Украину, Европу, США, Австралию, но лишь нехотя подплывает к Средиземноморскому Израилю. Кофеманы третьей волны готовы потратить время на лучшую чашку кофе- это стиль жизни slow living (медленная жизнь), которая говорит обремененным быстрым ритмом жизни- "Хватит! Не беги! Поживи и для себя!" Новые способы заваривания, четкое понимание ЧТО у тебя в кружке, вплоть до высоты, на которой выросла Ваша отборная арабика, понимание палитры вкусов и яркая индивидуализация сменила тайные быстрые бленды кофейных гигантов по всему миру. Для истинного кофемана это настоящий ренессанс! Но, как указано выше, Израиль лишь стоит у старта и еще не начал всем населением стремительно бежать к свежеобжаренному зерну высокого класса - Specialty Coffee (спэшэлти кофи) . Наблюдается некая первичная тенденция. Некоторые кофейные энтузиасты завозят и обжаривают отличный кофе, проводят каппинги, двигают культуру 3-й кофейной волны в государство Израиль. Тот же Штраусс пытается играть по-новому, но огромной компании как обычно тяжело перестроиться и ее бренд 3-й волны Бинз не пользуется популярностью. Есть также местные обжарщики и некоторые кофейни, которые следуют ритму, но их пока ничтожно мало и им тяжело зарабатвать с учетом довольно дорогого сырья. Ведь первоклассная арабика спэшэлти стоит чуть-ли не в 10 раз дороже робусты или арабики, к которой привыкли производители да и клиенты. В настоящее время народ израилевый закупается автоматическими кофемашинами, маркетологи зачастую прикрывают качество зерна именитыми брендами Делонги, Филипс, Сименс, Ранчилио, Симонелли и прочими. Следующий этап развития кофейной культуры Израиля- высококачественный свежеобжаренный кофе в зернах.
Русскоязычные молодые ребята, которым важно качество кофе, его свежесть, осведомленность потребителя, создали новый национальный бренд, ориентированный на современные мировые тенденции. Компанию назвали Конгресс (הקונגרס), ведь именно на конгрессе в Базеле Герцль озвучил идею создания еврейского государства.
Кофейные зерна Конгресс всегда доставляются свежими после обжарки, упаковка соответвует- компания отошла от общепринятых норм обычного пакетика и использует специальный, с клапаном, с застежкой, весом всего 250 гр- все, чтобы кофе оставался по-настоящему свежим. Он доставляется клиентам компании после обжарки, в зернах или молотый по желанию кофемана.
Можно посмотреть здесь как трепетно в компании ценят Израиль и кофе: www.congress.coffee и удобно заказать кофе домой или в офис. Есть консультация на русском языке в чате прямо на сайте.
Кстате, по поводу свежести- по госстандарту Израиля кофе свежий целых 2 года. Сами понимаете почему третья волна еще не поглотила столь продвинутую в технологическом плане страну .
Израильтянам, как всегда, можно только позавидовать- ведь им только предстоит открыть для себя всю ароматную гамму кофе с разных уголков планеты!