Найти в Дзене
Подкаст "Я боюсь"

"Я боюсь попасть в психбольницу". Страшный эксперимент Розенхана

Если вы хоть раз задумывались о том, как страшно попасть в психиатрическую клинику по ошибке, эта статья для вас. В 1973 году доктор психологии Дэвид Розенхан поставил эксперимент, который шокировал общественность и вызвал возмущение психиатров.

Д-р Розенхан
Д-р Розенхан

Эксперимент был назван "Психически здоровые на месте сумасшедших" и поставил по сомнение надежность всей психиатрической диагностики того времени. Розенхану удалось выявить и доказать, что врачи-психиатры ставят свои диагнозы, подгоняя симптомы больного под определенное заболевание - и в итоге не знают точно, болен человек или нет.

Его эксперимент проходил в два этапа.

О них мы сейчас расскажем ниже и уже говорили в выпуске подкаста «Я боюсь». А еще обсуждали депрессию и ОКР, страх попасть «на учет» по ошибке и личный опыт взаимодействия с людьми, имеющими ментальные расстройства. Послушайте, было интересно:

А пока - про эксперимент

Первый этап.

Розенхан создал группу из 8 человек, которые должны были обратиться в разные психиатрические клиники Америки с жалобами на слуховые галлюцинации. Эти люди договорились сначала симулировать заболевание, а затем, чтобы поскорее выйти из клиники, сказать докторам, что с ними все в порядке.

Как вы догадываетесь, врачи не поверили второму заявлению. Им поставили диагнозы и поместили в замкнутые пространства. Участники эксперимента говорили докторам, что чувствуют себя превосходно, но на них не обращали внимания. Персонал больниц настаивал, чтобы «больные», несмотря на их хорошее состояние, продолжали принимать психотропные препараты. Экспериментаторов выпустили на свободу только после того, как закончился их курс лечения.

После этого уже другая группа участников исследования посетила еще 12 медучреждений в пяти разных штатах США с теми же жалобами — слуховые галлюцинации. И снова все участники эксперимента были признаны психически нездоровыми.

Они жаловались, что голоса в их головах чаще всего неразборчивы, но можно угадать что-то вроде слов «пустой», «полый», «стук». И ничего больше. Такие слова были отобраны специально – отчасти они содержали признаки некоего экзистенциального кризиса (состояния тревоги и дискомфорта при мысли о смысле собственного существования), с другой стороны, никакой литературы, позволявшей считать эти проявления симптомами психоза, не было.

После того как у 7 участников исследования диагностировали шизофрению, а у одного из них - депрессивный психоз, все они были госпитализированы.

-2

Как только их привозили в клиники, "больные" начинали вести себя нормально и убеждали персонал, что они не слышат голосов. Однако потребовалось, в среднем, 19 дней, чтобы убедить докторов, что они больше не больны. Один из экспериментаторов провел в больнице 52 дня.

Все участники проведенного эксперимента в конце концов были выписаны из клиник с занесением в их медицинские карты «шизофрения в стадии ремиссии». Для Дэвида Розенхана это стало доказательством того, что психическое заболевание воспринимается как необратимое и становится ярлыком на всю жизнь.

За все это время никто из врачей не усомнился в верности поставленного псевдопациентам диагноза, зато такие сомнения регулярно высказывали настоящие больные: из 118 пациентов 35 выразили подозрение, что псевдопациенты здоровы и являются исследователями или журналистами. И даже заявляли об этом докторам.

Псевдопациенты отмечали, что они испытывали тоску и утрату себя, а также постоянное вторжение в личное пространство со стороны персонала, грубое отношение. Любое действие или высказывание больных воспринималось исключительно в свете их диагноза. При этом контакт с врачами в среднем длился 6-8 минуты в день. На основании полученных результатов Розенхан сделал следующий вывод:

Данные свидетельствуют об огромной роли стигматизации в психиатрической диагностике. Нет ничего, что единожды заклеймённый шизофреником псевдопациент может сделать, чтобы преодолеть эту стигму. Стигма основательно окрашивает впечатления других о нём и его поведении.

Врачебное сообщество было возмущено. Врачи одной известной больницы с собственной исследовательской и учебной базой, ознакомившись с результатами эксперимента, заявили, что в их клинике такого повториться не может.

Тогда Розенхан предупредил их, что в ближайшие три месяца направит еще одного или нескольких псевдопациентов.

Второй этап.

Из 193 человек, обратившихся за этот период в клинику, 41 уличили в симуляции, еще 42 — заподозрили.

Только тогда Розенхан признался, что не направлял к ним ни одного псевдопациента!

Результаты его экспериментов были опубликованы в престижном журнале Science, где Розенхан делал неутешительный вывод:

Никакая диагностика, которая слишком легко приводит к значительным ошибкам данного рода, не может быть очень надежной.
-3

Критика

Многие защищали психиатрию, доказывая, что поскольку психиатрическая диагностика широко полагается на сообщения пациентов о своих симптомах, их симуляция является показателем ненадёжности психиатрической диагностики не в большей мере, чем симуляция симптомов других заболеваний. Психиатр Роберт Спитцер, например, заявил:

Если бы я выпил литр крови и, скрыв это, с кровавой рвотой явился в отделение экстренной медицинской помощи любой больницы, то поведение персонала было бы вполне предсказуемым. Если бы они мне поставили диагноз и назначили лечение, как при язве желудка, вряд ли бы я смог убедительно доказать отсутствие у медицинской науки знаний о диагностике этого заболевания.

И это трудно отрицать :)

Другие эксперименты

Это не единственный эксперимент подобного рода. В 1887 году журналистка Нелли Блай симулировала сумасшествие с целью попасть в женский сумасшедший дом на острове Блэкуэлл. Проведя в лечебнице 10 дней, она выпустила разоблачительную статью об ужасающих условиях, в которых существуют пациентки лечебницы, об издевательствах персонала и о том, что часть пациенток явно попала туда по ошибке.

В 1965 году Морис Темерлин разделил 25 психиатров на две группы и предложил им прослушать голос актёра, изображавшего психически здорового человека. Одной группе сообщили, что актёр — «очень интересный человек, поскольку он выглядит как невротик, но фактически является психотиком», а другой группе не сказали ничего. 60% участников первой группы выставили ему диагноз «психоз», причём в большинстве случаев выставили шизофрению. Однако в контрольной группе подобные диагнозы не выставил никто.

В 1988 году Лоринг и Пауэлл раздали 290 психиатрам текст клинического интервью, сообщив половине из них, что пациент был чернокожим, а второй половине, что пациент был белым. Исследователи пришли к выводу, что «врачи, по-видимому, приписывают агрессию, склонность к подозрениям и опасность клиентам с чёрным цветом кожи, даже в случае, когда результаты исследований их истории болезни не отличаются от истории болезни белых пациентов».

В 2008 году посвящённая науке программа Би-би-си «Horizon» провела похожий эксперимент под названием «Насколько вы сумасшедший?», проходивший в два этапа. В эксперименте принимали участие десять человек: пять тех, у кого ранее были диагностированы различные психические отклонения, и пять тех, у кого не было психиатрических диагнозов. Все 10 человек прошли обследование у трёх экспертов по психиатрической диагностике. Только двум пациентам эксперты поставили правильный диагноз.

В 2009 году журналист Анас Аремайоу Анас расследовал работу психиатрического госпиталя в городе Аккра, Гана, притворяясь пациентом, торговцем, пекарем, водителем такси. Он описал воровство персонала, пренебрежение жалобами пациентов и даже невнимание к их критическому состоянию, жестокое обращение с больными, торговлю наркотиками.

-4

Радует лишь то, что все эти эксперименты помогли сделать психиатрические лечебницы в буквальном смысле более человечными. По крайней мере, на Западе.

А что же у нас? Многие пишут об аналогичном эксперименте в России журналистки Марины Коваль в 2013 году. Она устроилась санитаркой в одну из провинциальных психиатрических лечебниц. А потом написала статью, в которой рассказала все, что видела: чудовищные условия проживания, побои и воровство личных вещей подопечных, угрозы в их адрес, курение медперсонала. А еще назначение психотропных препаратов, превращающих пациентов в послушных и совершенно безропотных людей. Это при том, что, по словам Коваль, в современных российских психлечебницах находится немало внешне вполне здоровых людей, которых привел туда обычный нервный срыв. Но после постановки на учет и определения диагноза, как и в случае с псевдопациентами Розенхана, вопросы «нормальности» больше никого не волновали – в сознании докторов эти люди оставались больными навсегда. К сожалению, саму статью журналистки мы найти не смогли.

Если вам понравилась статья, поделитесь ей на своей странице :*

Где слушать подкаст?

В Apple-подкастах: https://podcasts.apple.com/ru/podcast/id1478572855
ВКонтакте:
https://vk.com/podcasts-185830029
На Яндекс.Музыке:
https://music.yandex.ru/album/8770286
На SoundCloud:
soundcloud.com/podcastiamafraid
В Castbox:
https://castbox.fm/channel/Я-боюсь-id2384228
В Google-подкастах и в приложениях для Android!