Неподвижно стоящие рекламные автомобили не только вредят эстетике города, занимают парковочные места, но и могут содержать в себе угрозу безопасности движения. Появление таких переоборудованных транспортных средств – это изобретение рекламщиков, которые не готовы идти законным путём и вместо этого ищут лазейки в законе для того, чтобы зарабатывать деньги.
До принятия принятия федерального закнона о рекламе N 38 ФЗ от 13 марта 2006 года машину можно было превращать в рекламную конструкцию и никакой ответственности за это не было.
В период до 2020 года было внесено множество изменений в данный закон. Нас интересует прежде всего положение о рекламе на транспортных средствах. В 2020 году в законе написано следующее:
"Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается."
В данном законе есть ещё некоторые ограничения по рекламе на авто, если интересно, то почитайте ФЗ N 38 "Статья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием". Таким образом, если вы увидите такие автомобили-рекламные конструкции как на фото
можете обращаться в органы власти для устранения нарушений. По переделанным автомобилям под рекламные конструкции, баннеры, рекламные щиты всё ясно - это нарушение в чистом виде.
Что же делать, если бортовую или тентованную газель слегка подработали для размещения баннера размером от 3x2м до 5x3м? Формально нарушения нет - транспортные функции не утрачены, реклама на газелях продолжает приносить прибыль ушлым дельцам. Рассмотрим методы борьбы с рекламными газелями. Я напишу о четырех методах.
1. В каком месте и в каком субъекте РФ стоит рекламаная газель
С 1 января 2020 года вступил в силу приказ Минтранса, который ужесточает требования к парковке коммерческого транспорта в жилых дворах. Приказ Минтранса России от 17.05.2018 N 199 «Об утверждении Требований к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя». Таким образом, если рекламная газель стоит во дворе в Москве, Питере или Севастополе - пишите обращение.
2. Установка дорожных знаков
Газели с рекламой ставят там, где есть пешеходный трафик. Бывают случаи, когда ставят на трассах, но я такое редко встречал. Рекламные газели ставят на парковочных местах рядом с переходами, перекрёстками в оживлённых местах. Установка правильных дорожных знаков позволит не допускать постоянную парковку рекламных газелей на улично-дорожной сети города. Необходимо напомнить информацию по дорожным знакам и табличкам.
Табличка 8.4.1. распространяет действие знака на грузовые автомобили, в том числе и с прицепом, с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. Знак 8.11 «Ограничение разрешенной максимальной массы» , которая указывает, что действие знака распространяется на ТС с разрешенной массой, например более 2,5 т. Рекламные Газели, в большинстве случаев, бортовые, тентованные, грузовые, грузопассажирские, либо цельнометаллические фургоны.
ВАЖНО 1! Часто путают, что тип автомобиля определяется согласно его категории, указанной в 4 графе паспорта транспортного средства (ПТС). Если категория «В» - считают, что это легковушка, категория «С» грузовик, а «Д» - автобус. Но, вопреки распространенному мнению, тип автомобиля, не определяется категорией, указанной в графе 4 ПТС. Прежде всего, для определения типа автомобиля нужно заглянуть в 3 графу ПТС «Наименование, тип ТС», в которой указываются конструктивные особенности автомобиля. Дорожные знаки действуют не на категорию ТС, а на тип ТС!
ВАЖНО 2! Разрешенная максимальная масса (РММ) — в данном случае это масса снаряженного автомобиля с грузом, пассажирами и непосредственно водителем, указанная предприятием в виде максимально допустимой. Значение максимально разрешенной массы точной модели автомобиля указывается в его тех.паспорте, а также в регистрационном свидетельстве.
ВАЖНО 3! У части моделей газелей РММ значение от 2.6 до 3.5 тонн, поэтому они не попадают под действие знаков с табличкой 8.4.1.
Поэтому для борьбы с рекламными газелями на городских парковках нужно такое сочетание знаков (Два варианта):
Вариант 1. Остановка запрещена для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой от 2.5 тонн. Тогда все Газели попадают под эту категорию.
Вариант 2. Парковка разрешена только для легковых автомобилей. Такой вариант применили в Павшинской Пойме в Красногорске, вот ссылка.
3. Обращение в ФАС
В письме Федеральной антимонопольной службы России от 02.05.2012 №АК/13623 содержатся разъяснения, что одним из случаев использования транспортного средства преимущественно в целях рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения, при этом оценку длительности размещения транспортного средства на одном месте для целей части 2 статьи 20 Федерального закона № 38-ФЗ следует проводить исходя из разумности срока стоянки транспортного средства, а также с учетом места размещения транспортного средства. Здесь порядок действий такой. Вы пишите жалобу в ФАС, прикладываете фотографии, они регистрируют и перенаправляют обращение в МВД/ГИБДД для возбуждения административного дела.
4. Написание отрицательных отзывов на рекламируемое заведение
Сейчас почти каждое заведение представлено в интернете сайтом, соцсетями, представлено на яндекс-картах. Можно написать плохой отзыв приложив фото с рекламой на автомобиле, через некоторое время там осознают, что лучше не связываться с сомнительной рекламой - репутация дороже.
В какие органы власти нужно написать, чтобы убрали рекламный автомобиль?
Писать нужно во все инстанции в какие только возможно для достижения результата. В крупных городах есть порталы типа Наш город Москва, Добродел, Наш Санкт-Петербург и т.д. Главное настойчивость и желание решить проблему. Поделитесь в комментариях своими методами борьбы с рекламными автомобилями.
Update 28.07.2024 Рекламный прицеп
В Красногорске Московской области Решением совета депутатов рекламные прицепы приравнены к брошенным транспортным средствам.