Человеческий ум настроен таким образом, чтобы принимать приятное и привычное, а также отвергать неприятное и непривычное.
Но наш ум привязан к деятельности чувств, а чувства несовершенны. Поэтому познание мира с помощью чувств само по себе несовершенно и приведёт нас к тому, что мы будем обмануты. Двойственное мышление – это свойство обусловленного ума, а также это один из первых признаков иллюзии.
Сейчас я хочу продемонстрировать наиболее распространённые примеры двойственного восприятия ума и показать способы выхода из этого иллюзорного состояния сознания.
• Личность как объект оценочного восприятия.
Часто люди склонны оценивать других на основе собственных предпочтений и отношений. Многих общественных деятелей, политиков и правителей оценивают исходя из позиций «хороший» или «плохой». Президент, например, – он ни плохой и ни хороший, это просто человек, исполняющий обязанности президента, но он совсем не обязан удовлетворять чьи-то чувства как личность, он должен профессионально исполнять свои обязанности президента и не более того. Нужно думать не так, что этот человек плохой или хороший, но так, что он удовлетворяет мои чувства или не удовлетворяет.
Чтобы понять, почему тот или иной человек совершает определённые поступки, необходимо в первую очередь понять его мотив, а для этого нужно как минимум хорошо понимать ту ситуацию, в которой он находится. Недопустимо просто решать, что вот этот человек плохой, а вот этот – хороший. Это внешнее, а значит поверхностное восприятие. Нужно стремиться понять, что им движет, в каких условиях он находится, каковы его обязанности и желания. В большинстве случаев, люди становятся проявленными инструментами кармы, судьбы или высших сил (кому как понятнее) и не осознают в полной мере ответственность за совершение тех или иных поступков, просто вкушая, таким образом, плоды прошлых своих действий.
• Иллюзорность субъективных убеждений.
Нужно быть очень осторожными в своих суждениях в отношении различных явлений жизни, потому что кто во что верит, доказательства того он и получает. Есть те, кто думает, что употреблять в пищу мясо – это хорошо, и они находят подтверждение этому: в мясе содержатся незаменимые вещества. Те же, кто думает, что употреблять в пищу мясо – это плохо, также подтверждений этому находят великое множество. В итоге такие люди всё время участвуют в бесполезных и бесплодных спорах, пытаясь доказать недоказуемое.
Но что же будет, если мы откажемся от оценочного восприятия и просто примем реальность такой, какая она есть, без нашего к ней отношения? Мы увидим, что такое на самом деле мясо. Это расчленённые тела убитых живых существ, со всеми вытекающими последствиями. И тогда уже не будет стоять вопроса хорошо это или плохо, но, просто понимая всё, как есть, с помощью разума и здравого смысла, мы примем для себя это благоприятным или неблагоприятным.
• Спорные вопросы науки и религии.
Ещё один пример подобной двойственности ума – это противостояние эволюционистов и креационистов в науке в вопросах происхождения жизни и человека. Одни из них пытаются доказать, что всё произошло само собой, отвергая идею божественного творения. Другие же утверждают, что всё создал Бог, но при этом отвергают объективные научные данные, например, что у Земли гораздо больший возраст, чем пять тысяч лет. Подобные споры абсолютно бессмысленны, так как никто из оппонентов не обладает полным знанием истины.
Настоящее знание обретается только тогда, когда наука и вера начинают служить единой цели и вместо противостояния учёные умы искренне задаются вопросами об абсолютной истине.
• Противостояние религиозных традиций.
Ярким примером иллюзии двойственности также является то, как многие верующие люди склонны противопоставлять свою религиозную традицию всем другим, утверждая свою религию единственно верной, и свою точку зрения единственно правильной. Как правило, это приводит лишь к конфликтам и спорам, а также к разделению внутри самих религий.
На самом деле важно понять, что истина едина и не делима, и все религии и традиции – это различные пути постижения этой единой истины. Не существует неправильных религий, есть лишь заблуждения в отношении истины, которые могут быть свойственны представителям самых разных традиций.
• Иллюзия отсутствия благоприятного и неблагоприятного для духовной жизни.
На этапе осмысления единства в Абсолюте нас также поджидает ещё одна ловушка обусловленного ума – возникает иллюзия, что нет ничего неблагоприятного, так как всё едино. То есть уходя от идеи абсолютной двойственности, наш ум впадает в концепцию не различения под видом абсолютного единства. Но для достижения высшего блага необходимо иметь совершенную цель жизни, которой подчиняется всё бытие человека. Ведь только высшая духовная цель помогает определить, что для нас благоприятно, а что нет. Просто раствориться в единстве Абсолюта – это не цель, это есть не что иное, как желание духовного самоубийства. Высшая цель должна соответствовать природе души, а душа сама по себе деятельна и естественным образом стремится к служению и любовным отношениям, которые недоступны для безличной природы материи.
Идея бескорыстного служения Абсолюту – это именно тот ключик, который открывает нам всё разнообразие природы и глубочайший вкус духовной жизни. Это именно то, что освобождает ум от примитивного двойственного восприятия жизни.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что для сознания, погрязшего в иллюзии двойственности, постижение правды жизни не доступно по определению. Природа вещей сама по себе недвойственна. В природе не существует разделения на чёрное и белое, на добро и зло, которое рисует обусловленное сознание. На самом деле, всё что ни происходит, служит высшему благу. Не существует никакого абсолютного зла, противостоящего Богу, так как всё является частью Абсолюта. Нельзя делить мир на чёрное и белое, ведь палитра цветов гораздо шире и выражает все оттенки настроений жизни.
Что такое зло? Это просто искажение добра, это всё то, что мимо любви и мимо Бога. Зло не имеет абсолютного начала, существует только истина, а также наши иллюзии в отношении неё.