Найти тему
Заводы и тепловозы

Завод "Тонар" и его техника

30 лет назад под Орехово-Зуево два инженера начали собирать автоприцепы для легковушек. Сегодня созданное ими предприятие - крупнейший российский производитель полуприцепной и прицепной техники и единственный в России производитель внедорожных самосвалов и самосвальных автопоездов.

30 ноября исполнилось тридцать лет с запуска завода “Тонар”.

Прицепы

Завод начал работу в 1990-м году с выпуска прицепов для легковых автомобилей, а в 92-м запустил в серию передвижные торговые точки.

В 1997-м “Тонар” первым в России освоил изготовление оцинкованных сэндвич-панелей и начал выпускать изотермические полуприцепы, а в 2003-м собрал первый полноразмерный самосвальный полуприцеп.

Участок сборки рам полуприцепов
Участок сборки рам полуприцепов

Завод вышел на рынок магистральных полуприцепов, взял курс на расширение ассортимента продукции и локализацию производства комплектующих.

В 2008-м году “Тонар” вошел в тройку российских лидеров выпуска прицепной техники. К этому времени самосвальные полуприцепы завода уже снискали популярность у российских перевозчиков.

На фоне этого успеха предприятие открывает для себя новое направление - производство сельскохозяйственной техники. Время для этого подходило удачно - мировой кризис взвинтил цены на импортные прицепы, которые к тому же слабо подходили к российским условиям эксплуатации. При этом рост сельского хозяйства привел к потребности в сельскохозяйственных прицепах. "Тонар" быстро спроектировал необходимые рынку образцы и запустил их в производство.

Участок сборки изотермических фургонов, склейка корпуса фургона
Участок сборки изотермических фургонов, склейка корпуса фургона

Сегодня каталог завода включает десятки изделий: магистральные прицепы и полуприцепы (изотермические, самосвальные, тентованные, сортиментовозы и другие), прицепы сельскохозяйственного назначения (скотовозы, птицевозы, тракторные и т.д.)., технологические самосвалы и самосвальные поезда.

Тягачи и карьерные самосвалы

В 2006-м году завод приступил к разработке собственного седельного тягача Тонар-6428, а в 2008-м начал его производство.

Тягач Тонар-6428
Тягач Тонар-6428

В апреле 2012-го завод сформировал на основе тягачей Тонар-6428 самосвальные автопоезда с боковой разгрузкой, которые отправили на Кузбасс для проведения опытной эксплуатации.

Опыт конструирования и сборки автомобилей инженеры завода направили на создание технологического автотранспорта.

Технологический самосвал Тонар-7501 на складе готовой продукции завода
Технологический самосвал Тонар-7501 на складе готовой продукции завода

В 2013-м году “Тонар” первым в России начал выпуск карьерных самосвалов. В 2016-м завод запустил сборку двухзвенных самосвальных автопоездов грузоподъемностью 130 - 200 тонн с тягачом собственного производства, а в 2018-м представил рынку первый российский карьерный самосвал грузоподъемностью 60 тонн.

Проектирование

С первых дней работы на предприятии действует конструкторское бюро, которое разрабатывает новые модели техники. Конструкторы используют системы автоматического проектирования (САПР), трехмерное моделирование и систему управления данными об изделии (PDM-Product Data Management). Унификация проектируемой техники достигается благодаря использованию единого каталога типовых деталей, узлов и агрегатов.

Роботы выполняют проварку лонжеронов полуприцепов
Роботы выполняют проварку лонжеронов полуприцепов

Вся продукция завода - собственной разработки. Для своих прицепов и полуприцепов инженеры проектируют такие решения, как сдвижные полы, гидравлические системы управления заслонками шнеков, системы взвешивания грузов, подруливающие оси и т.п. Многие технические решения, применяемые в технике “Тонар”, уникальны и защищены патентами.

Особое место в работе конструкторского бюро занимает импортозамещение.

Сборка рамы полуприцепа
Сборка рамы полуприцепа

С 2002-го года “Тонар” использует осевые агрегаты собственной разработки. С 2015-го года это полностью российская продукция. Все элементы, которые используются в осевых агрегатах (балки, ступичные узлы, тормозные механизмы) - отечественного производства.

Аналогичная ситуация с подвесками, в которых удалось отказаться от большинства зарубежных комплектующих в пользу российских. При этом конструкторам удалось выиграть в надежности разработанных агрегатов.

Производство

Производство техники “Тонар” начинается с чистого листа металла. В зависимости от толщины металла и того, что из него будут делать, он попадает на завод в виде листов или рулонов.

Заготовительное производство, линия изготовления профиля
Заготовительное производство, линия изготовления профиля

Сталь в рулонах разрезают на ленты нужной ширины, используя для этого линии продольной резки. Из получившихся лент формируют профили кузовов прицепов и полуприцепов.

Заготовки для деталей рам, подвесок и несущих конструкций кузовов вырезают из листов металла на станках плазменной резки. Затем в дело вступает гибочное оборудование, прессы, вырубные и формовочные штампы.

Заготовительное производство, плазменная резка металла
Заготовительное производство, плазменная резка металла

На заводе действует три линии заготовительного производства. Одна линия изготавливает детали для рам и подвески, вторая - для кузовов самосвалов, третья - для остальных прицепов и полуприцепов (включая сельскохозяйственную технику).

Посмотреть фотогалерею: заготовительное производство

Сборка рам выполняется на стапелях, которые дают возможность создать точную геометрию изделия, выложив детали на нужные позиции и зафиксировав их. Затем выполняется сварка. Аналогично собирают детали кузовов.

На стапеле выкладывают детали рамы полуприцепа
На стапеле выкладывают детали рамы полуприцепа

Типовые сварочные операции, сварку каркасных конструкций и деталей кузовов выполняют на роботизированных комплексах. На заводе работают 29 роботов, которые используются для плазменной резки металла, сварки кузовов, бортов, узлов и балок осей.

Посмотреть фотогалерею: сборка рам полуприцепов

Для сборки кузовов на заводе организовано три сборочных участка: первый - для самосвалов, второй - для изотермических фургонов, третий - для спецтехники и сельскохозяйственных полуприцепов и прицепов.

Собранные узлы (рамы и кузова) передаются на линию окраски, где в первую очередь проходят дробеструйную очистку, а затем грунтуются и окрашиваются.

Самая ответственная часть прицепов - осевые агрегаты. Для их сборки организовано несколько участков. Сперва изготавливают балку оси: нагревают трубу балки оси и обжимают в прессе, придавая необходимую геометрию, затем обтачивают посадочные места подшипников. Далее к балке приваривают кронштейны крепления подвески и тормозного оборудования.

Посмотреть фотогалерею: производство осевых агрегатов

Сборка полуприцепа - изотермического фургона
Сборка полуприцепа - изотермического фургона

Каждый этап сборки техники “Тонар” завершается контролем качества с фиксацией результатов в паспорте изделия, который хранится на заводе.

Масштабы

“Тонар” сегодня - это 1075 человек, 44 тыс. кв. метров производственных площадей, собственное конструкторское бюро и 200 изделий в каталоге продукции, треть которых - прицепы и полуприцепы.

Завод не стремится создавать дешевую продукцию, а делает изделия в соответствии с международными стандартами и на мировом уровне качества.

Сварка ресивера пневмосистемы
Сварка ресивера пневмосистемы

В 2020-м году “Тонар” снова вышел на первое место на российском рынке по поставкам новых прицепов, показывая положительную динамику роста производства в условиях глобального экономического спада на фоне пандемии.