Однажды в моей жизни был опыт работы с руководителем, при общении с которым у меня возникали панические атаки и желание выпрыгнуть из окна после каждого вызова «на ковер». Я столкнулась с мощнейшим манипулятором, который совершенно не осознавая этого, причинил мне много болей. До сих пор я вспоминаю эту картину с ужасом – человек умело воздействовал на мою самооценку и заставлял почувствовать себя ничтожеством не только как работник, но и как личность.
На данный момент я работаю в компании, где меня ценят и уважают, за что я очень благодарна своим коллегам. Тирания оказалась в прошлом, и я слепо думала, что в прошлом оказалась не только для меня – мир изменился, деловые коммуникации стали основой любого менеджмента.
Однако это не так. Все чаще я слышу истории от своих старых друзей и знакомых, которые стали жертвами манипуляторов на работе. Вроде бы откуда им взяться? Столько тренингов вокруг на темы делового общения, ведения переговоров, технологии мотивации и дачи обратной связи, что только ленивый не втянулся в этот культ обучения.
Очевидно одно – сколько бы не обучались менеджеры основам управления, если они являются травматиками, с непроработанными личными проблемами, они будут использовать власть в целях прикрытия психологических комплексов.
А все знают, что комплексы идут из детства. Чаще всего на появление травм влияют детско-родительские отношения: поведение родителей и даже просто фразы, которые могут причинить боль ребенку. Травмированный ребенок становится взрослым и проецирует свои боли на все вокруг, в том числе работу. В таком случае отношения между руководителем и подчиненными неосознанно связываются с детско-родительскими отношениями травматика. Зачастую жертвой руководителя становится какой-то конкретный подчиненный, который эту связь также неосознанно поддерживает.
Давайте рассмотрим, какими инструментами пользуется травмированный руководитель. Травмы всегда проявляются через манипуляции, это два неразрывно связанных процесса. За основу классификации я взяла родительские предписания Мэри и Роберт Гулдинги, которые сформировали перечень выражений родителей своим детям. Эти выражения, хотя могут звучать в безобидной форме, откладывают отпечаток в сознании человека и определенный тип поведения. Я заметила, что зачастую взрослые люди используют эти выражения и в деловом общении, заставляя своего оппонента погружаться в роль Ребенка и испытывать негативные эмоции.
8 манипулятивных фраз травмированного руководителя
1. Лучше бы тебя никогда не было. Фразы по типу: «Не хочу тебя больше видеть», «Зачем только тебе доверил эту работу», «Я изначально не хотел тебя брать на работу», «Из-за тебя только испортила проект», «Если ли бы не ты, мы бы уже все закончили» воспринимается человеком как подсознательный призыв «не будь» и заставляет чувствовать себя виноватым, не достойным жить на этом свете.
2. Ты не тот, кто мне нужен. Проявляется, когда руководитель был вынужден взять на работу сотрудника на замену другому сотруднику, который был ему близок или просто хорошо работал. Такой менеджер начинает сравнивать нового сотрудника со старым, высказывая недовольства от того, что новичок не похож на бывшего фаворита. Фразы «А вот Маша делала эту работу за 1 час», «Ты конечно, не такая, как Маша» говорят о подобной манипуляции.
3. Даже не думай. Фразы могут быть высказаны как прямо: «Яйца курицу не учат», «Ты кто такой для своего мнения?», «С твоим опытом работы, я бы не высовывался» так и с уклончивым подтекстом, лишают человека проявлений самостоятельности и вызывают страх выражать свое мнение.
4. Ты никогда не будешь успешным. Этот посыл передает руководитель, «внутренний ребенок» которого ревностно относится к успехам и достижениям своих подчиненных. Выглядит такая манипуляция как насмешки и ирония над любыми проявлениями активности своих подчиненных: «О, ты что решил взяться за этот проект? Захотелось острых ощущений? Давно не ощущал провал? Я посмотрю на тебя в конце». В случае успеха подчиненного вместо похвалы сотрудник может услышать такие фразы: «Ты чудом справился», «Я не верил, что у тебя что-то получится», «Тебе просто повезло».
5. Ничего не делай. Когда руководитель не верит в своего подчиненного, считает, что он ни на что не способен, говорит такие фразы: «Оставь. Лучше я сама», «Ну вот, опять за тобой все придется переделывать», «Ничего тебе доверить нельзя. Вечно все испортишь», «Руки у тебя не из того места растут». Понятно, что чем чаще сотрудник слышит такие фразы, тем ниже уровень его мотивации.
6. Ты плохой. Выдают манипуляцию фразы: «Ты не такой, как все», «Вот все нормальные люди», «Как с тобой трудно», «Ты такой неорганизованный», «Ты не подходишь ни под один проект». Если руководители постоянно твердят об этом подчиненному, то вскоре он будет чувствовать себя «белой вороной».
7. Чувствам здесь не место. Эта манипуляция может выражаться фразами: «Не сердись», «Нам не нужны такие, которые боятся проблем», «На работе не смей рыдать», «Когда ты меня видишь, должна улыбаться», «На правду не обижаются», «Ты всегда должна быть в хорошем настроении, иначе уволю». Обычно транслируют руководители, которые не умеют выражать свои эмоции и чувства или постоянно их сдерживают.
8. Ты должен. Классическая манипуляция проявляется в том, что руководитель вешает на сотрудника чувство вины в случае, если он не выполнит его поручение. Например: «Ты должен был знать это до того, как обращаться ко мне с вопросом», «Ты должен был сначала у меня спросить», «Все сотрудники этой компании должны работать в полную силу или будут уволены». Чувство долженствования приводит к тому, что сотрудники работают не по своей воле, а чтобы избежать наказания. Высокой мотивации к работе от них ждать не придется.
Если вы руководитель и распознали подобное поведение в своей работе, то вам необходимо осознанно подходить к вопросу коммуникаций с подчиненными и пройти личную терапию.
Если вы подчиненный и распознали подобное поведение в своем руководителе, необходимо обезоружить его и вывести на осознание своего неконструктивного поведения.
Текст: Решко Людмила