Найти в Дзене
Русбизнесавто

Почему главным советским грузовиком времён войны стала «полуторка»?

Оглавление

К 1941 году в СССР было около 700 тысяч грузовых машин. Значительную их часть составляли автомобили модели ГАЗ-ММ – «полуторка». За все годы в нашей стране произвели почти 1 миллион «полуторок», что стало рекордом для той эпохи. Во время войны в СССР использовались самые разные автомобили, в том числе Студебеккеры и другие иномарки, полученные из-за рубежа по программе ленд-лиза. Но именно «полуторка» стала самой массовой. Почему именно она?

1. Удачная сделка.

Как и многие автомобили того времени, «полуторка» пришла к нам из-за границы. В конце 20-х годов в СССР подняли вопрос о развитии автомобильной промышленности. В Советском Союзе были знакомы с автомобилями Ford - простыми, дешёвыми и ремонтопригодными. Советская делегация отправилась к Генри Форду, и в 1929 году была приобретена лицензия на производство Ford моделей А и АА (будущая «полуторка»). По условиям договора советская сторона должна была приобрести 72 000 готовых машинокомплектов Ford AA, а американцы - оказать техническую поддержку в организации производства. Для Генри Форда это было хорошей сделкой в преддверии Великой депрессии, а для советской администрации - важным шагом для развития хозяйства и промышленности.

-2

2. Простая конструкция.

Ford Model АА имел грузоподъёмность 1500 кг (отчего и получил прозвище «полуторка», хотя в войну часто нагружали гораздо больше). В машину устанавливались рядный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 40 л. с., четырёхскоростная коробка передач, электрический стартер и генератор. Модель отличалась простотой как в производстве, так и в ремонте, и хорошо подходила для хозяйства молодой и развивающейся советской страны. Впрочем, у нас машину доработали, установив усиленное сцепление и воздушный фильтр. Степень сжатия топлива в двигателе, который поставили на ГАЗ в конце 1930-х, составляла 4,25:1, благодаря чему «советскую версию» Форда можно было заправлять низкокачественным топливом и даже керосином. В годы войны было не до роскоши, поэтому на максимальный поток выводилось производство именно самой простой и «живучей» техники - такой, как «полуторка».

-3

3. Массовое производство.

В Советском Союзе модель была поставлена на производство одновременно на несколько предприятий. Это были Московский автосборочный завод имени КИМ (будущий АЗЛК), Харьковский автосборочный завод, а главное, Нижегородский автомобильный завод им. В.М. Молотова (ныне - ГАЗ), о котором стоит рассказать отдельно.

-4

Новый завод в Нижнем Новгороде, построенный совместно с американцами, заработал 1 января 1932 года. Первой машиной, сошедшей с конвейера, была именно «полуторка» ГАЗ-АА. Уже в 1935 году завод ГАЗ стал первым предприятием в стране, выпустившим 100 000 машин! Это было автомобильное предприятие невиданного для СССР размаха, и оно вплотную занялось новой моделью, улучшая её и разрабатывая новые модификации:

  • ГАЗ-ААА - двухтонный грузовик с колёсной формулой 6х4.
  • ГАЗ-03-30 - 17-местный автобус.
  • ГАЗ-ММ - 50-сильная разновидность ГАЗ-АА, на основе которой были также построены гусеничная, санитарная и другие специальные версии «полуторки».
-5

Таким образом, «полуторка» стала первой серийной машиной нового автомобильного гиганта ГАЗ, чем и объясняется её максимальное распространение перед Великой Отечественной Войной.

________________________________________

В годы Великой Отечественной Войны «полуторка» работала всюду, помогала людям и в тылу, и на фронте. Она перевозила всё от оружия и почты до людей и продуктов питания. Наиболее известное применение «полуторка» получила на Дороге Жизни под Ленинградом. По единственному маршруту, проходящему по льду Ладожского озера, в блокадный город на «полуторках» завозили продовольствие и вывозили жителей.

-6

В военные годы на заводах страны продолжали огромными темпами выпускать «полуторку». В условиях нехватки материалов и времени машины были максимально упрощены. На военные «полуторки» не ставили бампер и передние тормоза, клаксон и одну из фар. Кабину делали из дерева (металл берегли для оружия), крышу покрывали дерматином, а штампованные крылья заменили на согнутые листы низкосортного металла.

-7

Производство «полуторки» на разных заводах завершили в 1949-1951 годах. Модель уступила место более современным грузовикам, совсем чуть-чуть не успев пересечь рубеж в 1 миллион произведённых экземпляров. Спасибо заводу ГАЗ, Генри Форду и советско-американскому сотрудничеству за этот легендарный автомобиль, который сыграл такую важную роль в победе в Великой Отечественной Войне.