Найти в Дзене
SAMCOM

Какую роль речной транспорт сыграл в Великой Отечественной войне?

Оглавление

Во время Великой Отечественной войны грузоперевозки помогали людям выживать в оккупированных городах, восстанавливать разрушенные объекты, а также открывать новые возможности там, где их, на первый взгляд, не было.

Речные суда на протяжении всей войны были не просто средством передвижения, а основным транспортом, на котором эвакуировали людей, грузы, а также доставляли боеприпасы в горячие точки. Их роль в Великой Отечественной войне огромна. И это не преувеличение.

Ниже мы собрали факты, которые помогут вам увидеть, как речной флот помогал стране идти к победе. А ещё вы узнаете, почему именно речной транспорт был связующим звеном между закрытым городом и остальным миром, как пароходы и баржи перевозили целые заводы из одного района в другой и многое другое.

Поплыли.

Центр

Московское речное пароходтво
Московское речное пароходтво

1. Москва – была крупнейшим речным портом для речного флота Центральной России. За время войны через Московский порт отправили столько грузов, что их хватило бы, чтобы заполнить 2 тыс. железнодорожных составов.

2. Экипажи Московско-Окского пароходства состояли на 40-60% из женщин, а среди грузчиков в портах и на пристанях их было около 85%. Эта тенденция была характерна для всей страны.

3. В столице были организованы караваны для перевозок раненых. Каждый из них состоял из трёх судов. На них были размещены около 250 раненых.

4. Зимой 1941 и весной 1942 из-за оккупации Донбасса и выведения из строя шахт в Подмосковье, Москве недоставало топлива. Чтобы восполнить нехватку, привлекли речной флот Московского-Окского пароходства. Им было дано задание перевезти по Волге 2 млн. 400 тыс. кубометров дров. Они не просто справились с задачей, но и перевыполнили план на 20%.

Север

Речные корабли на Ладожском озере
Речные корабли на Ладожском озере

1. Как только начались боевые действия на Северо-Западе нашей страны, Краснознаменному Балтийскому флоту было передано 27 пароходов, 51 буксир, а также около 60 озерных лихтёров из дерева.

2. Именно речники доставили призывников из Ленинграда в Череповец, Рыбинск и Вологду в 1941 году.

3. До оккупации города с помощью пароходов с Северо-Запада эвакуировали более 120 тыс. человек и 70 тыс. грузов различного происхождения вглубь страны.

4. Речной флот использовался, чтобы перевозить грузы между железнодорожными станциями. Их в Ленинград следующим образом: сначала его привозили по железнодорожным путям на станцию Волхов, затем доставляли на пристань Гостинополье, где груз перемещали на баржи, дальше его везли до пристани Новая Ладога, а после этого с помощью озёрных буксиров в Осиновец, откуда по узкому участку воды везли до Ириновской железнодорожной ветке, а затем уже в Ленинград. Неплохо правда?

5. После полной оккупации города водные пути стали единственным транспортом, который снабжал город вещами первой необходимости. Однажды баржа, заполненная таким грузом, сорвалась с якоря и её унесло течением на территорию, занятую врагом, где она села на мель. Матрос баржи – Татьяна Шубина – соорудила плот, чтобы добраться до своего порта. И уже оттуда на помощь был выслан буксир, который снял баржу с мели и доставил её в порт.

6. Чтобы защитить груз от нападения врагов с воздуха, караваны речных судов зачастую сопровождали корабли флотилии. Таким составом они смогли доставить огромное количество оружия, танков, автомашин и другого снаряжения в оккупированный город. Этот факт сыграл решающую роль в сражении за Ленинград, которое привело к его освобождению.

7. В 1941 году за 52 дня, что функционировала Ладожская трасса, было доставлено более 60 тыс. тонн грузов, а из Ленинграда эвакуировано 33 тыс. человек. В то же время из-за нападения противника с воздуха, а также регулярных штормов за год обороны было потеряно 5 буксиров и 46 барж.

8. Всего, благодаря речному флоту совместно с моряками Ладожской военной флотилии, в 1942 году было перевезено 350 тыс. тонн продовольственных товаров, 115 тыс. тонн нефтепродуктов и 100 тыс. тонн угля, 89 тыс. тонн боеприпасов, и 9 тыс. тонн вооружения (танки, оружие), а вывезено людей более 795 тыс.

Юг

Черноморский флот
Черноморский флот

1. На Кубани, как и по всей стране, из лучших пассажирских пароходов делали плавучие госпитали и санитарные суда, которые помогали вывозить раненных на безопасные территории.

2. Осенью 1941 года по Дону вывезли в общей сложности 110 тыс. людей, а также 8 тыс. тонн промышленного оборудования.

3. Огромную работу речной флот проделал в Крыму. Осенью 1941 года с северного побережья Азовского моря на буксирах и баржах вывезли скот и другое имущество жителей Крыма, а позднее суда стали главным средством передвижения для отступившей 51-й отдельной армии. Именно на речном транспорте солдат и военную технику перевозили из Керчи в Тамань.

Поволжье

Доставка военных грузов по Волге
Доставка военных грузов по Волге

1. Зимой 1941 – 1942 немецкие войска принялись за осаду Нижней Волги и Кавказа. Для речного флота было главной задачей в этот период – вывезти нефть и нефтепродукты. Для этого были выделены 27 буксиров и 6 рейдовых барж.

2. Благодаря этой задаче была впервые организована перекачка нефти из морских судов в речные.

3. В 1942 году враги атаковали железную дорогу, которая вела в Сталинград. Чтобы не допустить потери грузов, были привлечены речники, которым необходимо было забрать 6 тыс. вагонов военных грузов, а также 3550 вагонов с грузами народно-хозяйственными.

4. Речной транспорт участвовал не только в перевозке нефтепродуктов и доставке боеприпасов, но также и в эвакуации. Например, с помощью него была организована переправа скота и сельскохозяйственной техники. В общей сложности силами речников было перевезено на левый берег Волги 1,8 млн. голов скота, 3529 единиц сельхозтехники, 5102 автомобилей и 8245 подвод. И всё это за два месяца.

5. В 1942 году Сталинградский судоремонтный завод был разрушен, но оборудование оттуда разместили в землянках, чтобы работа не приостанавливалась. Так с его помощью в октябре и первой половине ноября было отремонтировано 16 катеров и баркасов, 9 тральщиков, 6 паромов, 3 парохода и других транспортных средств.

6. Перевозили военную технику даже на неисправных баржах. Одна из таких «Ржавка». Она делала до 12 рейсов в сутки и каждый раз на ней перевозили по 40 машин с грузами и вооружённых солдат.

7. Чтобы не потерять нефтефлот от боевых ударов немецких армий, в сентябре 1942 года было принято решение о том, что большая часть флота «Волготанкер» будет эвакуирована по Каспийскому морю. Это, кстати, был первый переход речных судов по морю.

Также речной транспорт участвовал в восстановлении страны. Например, после возобновления водоходства по Днепру в 1944 году Днепровское пароходство смогло по реке доставлять грузы, предназначенные для ремонта и строительства ДнепроГЭС, Донбасса и предприятий чёрной металлургии.

А вот сам флот после войны восстанавливался не один год.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.