Здесь собраны некоторые цитаты Виктора Мазина - лектора и психоаналитика Восточно-Европейского института психоанализа. Возьмём их и немного порассуждаем.
Тема любви в настоящий момент одновременно непопулярна, так и имеется высокая потребность в ней, вместе с ростом одиночества, изоляции современного человека цивилизации.
"Психоанализ - это клиника любви; это знание, которое строится вокруг любви".
Отрицание психоанализа как метода, практики за счёт клейма "это ненаучно, это шарлатанство" - момент интересный. В поиске ответов о самом себе, анализант неминуемо будет возвращаться к теме любви, особенно с родительскими фигурами. Отрицая психоанализ, человек отрицает и тему любви, избегает её.
" Когда я общался с 16-ти летней девочкой о любви, она сказала: "Эй, любовь не в тренде!".
Любовь - не в тренде. Любовь невозможна через отрицание значимого другого. Если любовь - не тренд. Значит идёт отрицание Других (значимых, по крайней мере). Тогда всплывает тема нарцизма - значим остаюсь только я. Социальные сети призваны помочь в этом, на мой взгляд, наиболее ярко это проявляется в Instagram.
Как может происходить отрицание Другого? Одна из форм - агрессия. Возможно, что агрессия выдаёт и значимую нужду по тому, кто отрицается. Ведь чем сильнее заряд, тем больше отдача. Поэтому значимые нам люди наносят больший урон.
Интересно то, что за недавнее время, через английский ("Россия - это Америка, но Америка - не Россия") в русском разговоре стало актуальным "хайповым" слово - хейтер, он же ненавистник, тот самый агрессивный отрицатель значимости. Актуальность этого слова также является и провозглашением его. Отсюда тренд - хейтер, как противопоставление любви.
"Формула, которую вы сейчас выдали:"Нет человека без другого".
Агрессия, хейтерство, отрицание - всё это призвано изолировать человека от другого существа. Словно реакция отторжения, но без иных существ невозможно становление собственного "Я". И тогда вновь возвращается некогда вытесненная и сильная потребность в любви, то есть в единении с другим, то есть обретении себя через Другого. Ведь признание меня, за счёт любви ко мне, означает (ф)акт моего существования.
"Я был поражён, когда мне сказали, что придёт много людей заниматься психоанализом - это всё чудовищно не в тренде. Во-первых, психоанализ - о любви, а мир сегодня о ненависти. Психоанализ о словах, а мир сегодня постоянно говорит об эмоциях. Психоанализ о душе, а мир сегодня говорит о мозге".
Наука и мозговедение - материальная религия современного мира, наукоцентризм (сциентизм). Материальное (конкретное) стремится вытеснить метафизичное (диффузное). Центр религии - в навязчивом желании материализма (доказуемости и доказательства; проверке; желании пощупать, увидеть, убедиться). Материализм, техника, потребление - всё это шагает в унисон механистической идеологии, если не ошибаюсь, то с конца XVIII века.
Когнитивная наука (мышление) слилась с бихевиоризмом (поведением), в таком спектре человек расчленяется на процессы и внутренние механизмы, в котором можно найти "поломку", - плюнуть, протереть и вставить обратно. Если человек механизм - зачем тут говорить о душе и любви? У механизма нет души. Но в культуре, кинематографе отыгрывается вопрос: "Есть ли душа у роботамеханики?". Опять же, упование на механику, технонауку, вытесняет размышления о любви и душе в быту, но тут же возвращается к нам через искусство.
В общем, религиозный триединый тренд сегодня - конкретика, материя, наука. Это желание гарантии. Желание гарантии говорит об отсутствии доверия, значит нет и веры. В тот же самый момент наличествует вера (желание веры) в триединый современный тренд. На таком фоне когнитивная психология делает рекламу, в противовес идут хейтеры психоанализа.
Смех в том, что человечество обрубает одну реальность от другой, переходя на крайние полюса. Это значит, что многие верят в какую-то свою конкретную, одну из полярных "реальностей", возводя её в абсолют и монолит. В том-то и дело, что реальность - постоянно ускользающее явление, содержащее совокупность противоречий. Что и отражается в психике человека - противоречия, выдаваемые бессознательным. Исследование бессознательного содержания и есть цель психоанализа. В таком взгляде получается, что человечество пытается уйти от реальности. Не находя тонкие силы объединить разное (стремление к любви), есть простые и грубые аффекты агрессии (стремление разъединить, отрицать, убить).
Бессознательное - то самое отрицаемое диффузное образование, которое сталкивается с конкретным и понятным мышлением (сознание) со стороны когнитивных наук. Но сознание, как и дитя, является порождением фундаментальной субстанции бессознательного. Дитя идёт против своих родителей, снова отыгрывая сценарий Эдипова комплекса. Отцы и дети.