После ВОВ Рижскому заводу автобусных корпусов (РЗАК) предложили освоить полное производство автобусов. Латыши задумались: делать машины – не шпроты ловить. Москва топнула ногой. В. Лацис – писатель и Глава СМ ЛаССР – прикрикнул. Дело закрутилось. Тем более, республика уже прикоснулась к автостроению: Рижская экспериментальная авто фабрика (РЭАФ) вела разработку легковой малолитражки. Работой руководил инженер В. Бахчиванджи. Его считали одновременно: гениальным конструктором; аферистом; фантазером с задатками изобретателя. За 3 года он и млн. руб., сделали седан и кабриолет – РЭАФ-50.
Они даже доехали до Москвы. Комиссия НАМИ рекомендовала отправить машины под пресс. Бахчиванджи сняли. К счастью, не посадили.
Из слияния (1951) РЗАК и РЭАФ получилась Рижская экспериментальная автобусная фабрика (РЭАФ). Первое изделие РАФ-651 – клон горьковского автобуса с такой же литерой. Осенью 1954 г. предприятие получило известное старшему поколению имя РАФ: Рижская авто фабрика. Год спустя из её ворот выехала модель 251 – автобус собственной конструкции, выпускавшийся до 1958 г. (1460 шт.)
Микро
Идею микроавтобуса привёз из Швейцарии конструктор Л. Клеге. РАФ-10 на узлах "Победы" имел нарекания, но успешно обслуживал Московский фестиваль 1957 г. РАФ-8 создавался на базе "Волга-21" для съезда КПСС. В 60-х рижане перевели производство автобусов в цеха РЗАК вернув тому прежнее название. РАФ переключился на "микрики", сохранив пассажирское направление. Разработанный фургон 977К передали Армении (ЕрАЗ) и Луганску – ЛАРЗ-977.
Электромобиль
В разгар, так называемого, "застоя" под Ригой вырос новый завод (Елгава). Начались эксперименты с альтернативным топливом. Машины оснащались двигателями постоянного и переменного тока. 11-местный РАФ 2204 бежал 70км/ч. При расходе пол киловатт/ч заряда батареи хватало на 70 км. Испытания проходили на московском 34 автокомбинате. Заслуженная награда – Знак качества. Электрокары 1982 г. выпуска работали маршрутками в Москве.
Менее известны разработки на бензоводороде. Совсем тайна некие секретные подземные электрокары с зауженным корпусом.
Олимпиада-80
Мелкими сериями фабрика выпустила модели, адаптированные под спортивное событие. Два РАФ 2907 – экипаж 3 человека: два водителя, наблюдатель – доставили из Греции олимпийский огонь. Они имели отсеки под 6 факелов: 3 запасных, 3 бегунам. Попасть в них можно было из салона, отделанного с гостиничным шиком: диваны, стол с поворотным креслом, гардероб, холодильник, кондиционер. По территории СССР шло 4 РАФ. Трудность заключалась в том, что машинам приходилось ехать со скоростью бегуна, несущего факел. От перегрева двигатель спасали радиаторы большего объёма, дополнительные вентиляторы охлаждения.
Уникален пикап 2909 – передвижная тех помощь велосипедистов: 5-местный кузов с площадкой под запасные велосипеды и запчасти. Пространство её позволяло производить ремонт на ходу. На судейском 2910 устанавливалось электронное табло. По Олимпийской деревне осуществлял перевозки автопоезд: седельный тягач, два вагона. Но особенно советским людям запомнились симпатичные РАФ скорой помощи.
Прощай, РАФик
Гибель СССР поставила на фабрике крест. Её можно было спасти. ГАЗ предлагал сотрудничество. "Гордые лабусы" отмели предложение "оккупантов". Как символ рухнувшего латвийского автопрома, последней машиной стал РАФ-труповоз. На месте завода – новая гордость республики: БЦ Елгава. Шпроты Латвии оказались важнее.-ещё бы продать их...