Найти тему
О Москве нескучно

История станции московского метро, которую испортили просчёты архитектора

Оглавление

Какой станцию планировали изначально? Почему поставки отделочного материала постоянно срывались? Неужели архитектора заставили сделать платформу такой мрачной? И какой инженерный просчёт свёл на нет все старания по украшению станции? Об этом и не только расскажу сегодня.

"Доисторический" способ

Станция открылась в рамках первой очереди Кольцевой линии 1 января 1950 года. Название она получила по соседней платформе Сокольнической линии, "Парк культуры". Присвоение таких же наименований, как и на радиальных ветках, было своеобразной традицией. Как правило, станции Кольца старались не называть по-другому.

Проект станции "Парк культуры" Кольцевой линии, И.Е. Рожин, 1949.
Проект станции "Парк культуры" Кольцевой линии, И.Е. Рожин, 1949.

Архитектором "Парка культуры" назначили Игоря Рожина. Он проектировал несколько станций в Московском метро и практически на каждой допустил парочку конструктивных просчётов. Но об этом позднее. Тем не менее, архитектурная концепция "Парка культуры" была весьма оригинальной. Однако воплотить её полностью не удалось.

Станция "Парк культуры" Кольцевой линии, 1951.
Станция "Парк культуры" Кольцевой линии, 1951.

Для оформления пилонов Рожин выбрал серый мрамор "лопота" с интересным рисунком. Добывали камень на высокогорных месторождениях в Грузии. Поставки отделочного материала постоянно срывались и задерживались.

В итоге Рожину пришлось самому отправиться на месторождения, чтобы выяснить, в чём дело. Оказалось, что добывали мрамор "доисторическим" способом. То есть вниз огромные глыбы стаскивали на волах. Конечно, это было очень медленно.

Мрачнее мрачного

К счастью, эту проблему как-то удалось решить. А вот с другой трудностью было сложнее. Изначально архитектор планировал отделать путевые стены белым мрамором. Тогда станция стала бы более светлой и яркой. Но в предоставлении отделочного материала белого цвета Рожину отказали. Пришлось взять чёрный мрамор.

Станция и правда смотрится тёмной.
Станция и правда смотрится тёмной.

Позднее архитектор признался, что сильно жалеет об этом решении. Ведь станция получилась очень мрачной, совсем не такой, какой он планировал её сделать. И говорил, что лучше бы воспользовался белой метлахской плиткой. Она хоть и смотрелась не так роскошно, зато сочеталась бы более гармонично с остальными деталями.

Станция "Парк культуры" Кольцевой линии, 1950-1951.
Станция "Парк культуры" Кольцевой линии, 1950-1951.

Торец станции украсили барельефом с профилем писателя Максима Горького, потому что Парк культуры и отдыха носил его имя. Чтобы обогатить пространство ещё больше, потолок центрального зала дополнили сложными и необычными пересечениями жгутов. Возле каждого пилона установили мраморные скамейки. А сами колонны дополнили 26 круглыми барельефами работы скульптора Иосифа Рабиновича. Они изображают досуг советской молодёжи.

Роковая ошибка

К сожалению, до конца оценить их красоту не получилось. Всё дело в инженерном просчёте, который допустил Игорь Рожин. Он неправильно запроектировал расположение светильников и разместил их между пилонами. То есть не напротив барельефов, а немного в стороне.

Из-за света, который падал под неправильным углом, барельефы начали отбрасывать двойные тени. На первый взгляд, не сильно заметные. Однако если присмотреться, то их можно увидеть. Интересно, что при временном освещении всё смотрелось хорошо.

Расположение светильников. Тени можно увидеть только вживую.
Расположение светильников. Тени можно увидеть только вживую.

Но после установки постоянных люстр, архитектор схватился за голову. Как потом вспоминал сам Рожин, скульптор Рабинович расстроился настолько, что практически плакал от досады. Но на переделки времени уже не было.

Перехода нет

Не получилось полностью воплотить и проект вестибюля. Изначально Рожин предлагал, чтобы конструкция представляла собой протяжённую аркаду. По виду она должна была напоминать русские торговые ряды. Идея была в том, чтобы сооружение контрастировало с провиантскими складами Жилярди. Они располагались на противоположной стороне Садового кольца.

Провиантские склады Жилярди, 1946-1949. Сейчас там располагается "Музей Москвы".
Провиантские склады Жилярди, 1946-1949. Сейчас там располагается "Музей Москвы".

Но такой вариант городские чиновники отвергли. Поэтому вестибюль достаточно типичен для станций Кольцевой линии. Интересно, что для его постройки снесли предыдущий выход в город, который принадлежал одноимённой станции Сокольнической линии.

Таким образом, сооружение стало общим сразу для двух станций. Оно же служит переходом между ними. Чтобы оказаться на другой линии, нужно сначала подняться на поверхность. А потом снова спускаться. Делать настоящий переход изначально не стали, потому что не планировали на станции большого пассажиропотока. Позже, когда людей стало много, уже было мало денег. Пока никаких планов по строительству подземного перехода нет.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!