19 апреля 1970 года совершенно новый завод в Тольятти, выпустил первые шесть автомобилей новой марки, которая впоследствии получила культовый статус не только в Советском Союзе, но и во многих других странах. Первая модель называлась "ВАЗ 2101“ и вскоре получила широкую известность как ”Копейка".
Советский Союз выбрал итальянскую модель "Фиат-124" в качестве прототипа для своего собственного автомобиля, сделанного в СССР.
В августе 1966 года Советское правительство подписало соглашение о партнерстве с Fiat. Соглашение вскоре должно было привести к массовому производству одной из самых популярных в будущем моделей автомобилей в истории Советского Союза.
Однако, сначала итальянский прототип пришлось адаптировать для российских дорог. В ходе испытаний Fiat-124 в полевых условиях в СССР Советские инженеры обнаружили, что автомобиль нуждается в существенной доработке, и попросили об этом итальянских автопроизводителей.
Тем временем, в СССР строился совершенно новый завод. В частности, Советский Союз выбрал город, названный в честь лидера итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти, для производства автомобилей, изготовленных с помощью итальянских инженеров. Тольятти вскоре станет центром советского автомобилестроения.
Для правительства успех этой инициативы был настолько решающим, что оно назначило Виктора Полякова, заместителя министра автомобильной промышленности СССР, руководителем новой линии по производству автомобилей.
19 апреля 1970 года были собраны и выпущены первые шесть ВАЗ - 2101 под советской экспортной маркой "Лала". Два из них были окрашены в черный цвет, а остальные четыре - в вишнево-красный.
Автомобили были оснащены 1,2-литровыми двигателями мощностью
64 л. с. В августе 1970 года завод начал свою первую маркетинговую кампанию.
В июле 1971 года, через год после того, как были собраны первые автомобили, завод выпустил в общей сложности уже 100 000 автомобилей.
Через два года, в 1973 году, завод построил 1 миллион автомобилей. Но даже этого было недостаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос на популярную в Советском Союзе модель.
Лада - 2101 была популярна не только в СССР, но и в других странах. В 1971 году первая партия Lada - 2101s была экспортирована в Югославию.
Три года спустя модель была специально переработана для британского рынка. Праворульная Лада остаётся большой редкостью.
Как правило, Лады, изготовленные на экспорт, были более высокого качества по сравнению с теми, что производились для внутреннего советского рынка. Например, автомобили для экспорта в Англию имели декоративные полосы на обеих сторонах кузова автомобиля, который был изготовлен из утолщенного металла с антистатической и антикоррозийной обработкой.
Автомобиль имел усиленную трансмиссию, улучшенный стартер и аккумулятор. Эти более качественные автомобили также экспортировались в Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию, Кубу и Восточную Германию.
Многие до сих пор хранят теплые воспоминания о своей первой "Копейке".
Последняя "копейка" была выпущена в 1982 году. А ВАЗ-21011, рестайлинговый вариант "Копейки" выпускалась ВАЗом вплоть до 1983 года.
В общей сложности завод в Тольятти выпустил 2 710 930 автомобилей Lada 2101.