Что говорить о заказчиках, если сами «специалисты» иногда путаются в том, какая часть работы лежит на них. Хорошо, если вы понимаете, за какие процессы должен отвечать таргетолог/SMM-щик/копирайтер. Но зачастую клиенты считают, что помимо рекламной кампании вы должны вести и сообщество. Правильно ли это? Давайте разберемся.
Встречайте, SMM-менеджер!
SMM-щик — это специалист широкого профиля, занимающийся комплексным продвижением в соцсетях. В стандартный набор обязанностей входит:
- разработка плана продвижения;
- создание рекламной кампании;
- слежение за репутацией компании в интернете;
- публикация информации об организации в социальных сетях;
- аналитика.
Это обычные функции, которые выполняет SMM-специалист. Однако к ним могут добавиться и другие, по желанию заказчика. Обращаю внимание на то, что «разработка плана продвижения» не подразумевает собой «настройку рекламной кампании». Этим занимается другой специалист, о котором далее пойдет речь.
Таргетолог
Что делает таргетолог:
- проводит анализ сообщества (аудит);
- составляет портрет целевой аудитории;
- анализирует конкурентов;
- собирает базы аудиторий для рекламной кампании;
- настраивает таргетированную рекламу;
- следит за эффективной работой объявлений и ведёт рекламную кампанию, масштабируя результаты.
Заниматься контентом, отвечать на сообщения подписчиков и следить за порядком в сообществе таргетолог не должен. Для этого есть отдельный специалист, а именно…
Администратор сообщества
Функционал ВКонтакте позволяет администратору делать почти всё что угодно. Он может назначить других руководителей, выдать прав редактора или модератора. Админы могут изменять название и адрес сообщества, банить подписчиков и писать комментарии от имени сообщества. И это не все возможности администратора.
Но помимо прав, у него есть и обязанности. В целом она одна — вести группу. Делать это самостоятельно или нанимать других специалистов — решает администратор (в зависимости от доступного бюджета).
Администратор развивает сообщество, создает активность, банит неадекватных пользователей и следит за своевременной обработкой заявок. Для этого приходится «пинать» других специалистов, чтобы посты были качественными, комментарии отработаны, а заявки закрыты.
Если площадка не приносит результат, отвечает за это администратор. Но есть ещё один человек, который играет немаловажную роль в развитии сообщества.
Редактор
Правами редактора обладают те, кто ведет контент в сообществе. В основном это копирайтеры. Редактор может размещать контент от имени группы, добавлять, удалять и редактировать посты, а также обновлять обложку и аватар сообщества.
В обязанности копирайтера, который «ведет сообщество», входит:
- подборка идей для постов (с ориентировкой на целевую аудиторию);
- создание уникальных статей/постов;
- размещение контента в сообществе;
- корректировка контент-плана в зависимости от полученной статистики.
Важный нюанс: копирайтер не обязан выбирать к постам медиафайлы (картинки, видеозаписи, гифки и т.д.). Подбором таких файлов занимается…
Дизайнер
В функции дизайнера входит:
- графическое оформление сообщества (аватар, обложка, баннеры);
- подбор медиафайлов к готовым постам (или создание собственных картинок, видеозаписей, гифок и т.д.).
Обычно под дизайнером подразумевают человека, работающего в графических редакторах, вроде PhotoShop. Но медиафайлы бывают и в формате видео. Здесь и выходят на сцену видеоредакторы, которые могут создать нужный контент практически с нуля.
Но каким бы хорошим не был контент, всегда найдутся недоброжелатели, которые добавят необоснованный негатив в комментариях. Для пресечения такого поведения и существуют модераторы.
Модератор сообщества
Модератор следит за порядком. Он наделен правами банить пользователей, удалять комментарии и распоряжаться черным списком сообщества.
Для сообществ средней руки обычно нанимают двух модераторов, чтобы порядок поддерживался почти круглосуточно.
***
Существуют и другие специальности, вроде контент-менеджера или маркетолога, но детально разбирать это сейчас нет смысла. Вернемся к основному вопросу и узнаем, что подразумевает клиент, когда говорит: «Ещё мне нужно ведение сообщества».
Что значит «Вести сообщество»
На практике встречаются клиенты, которые фразой «Вести сообщество» обозначают совершенно разные вещи. Кто-то хочет, чтобы вы писали тексты для постов, кому-то нужно заниматься настройкой рекламы, другие ищут администратора, который полностью руководил бы сообществом.
Единственный способ точно узнать, чего хочет клиент — это спросить напрямую. Угадывать, что значит для заказчика «Вести сообщество» нет смысла. Ваша задача — выяснить, какие конкретно цели вы должны выполнять и что входит в вашу отчетность. При таком подходе исключено какое-либо недопонимание, главное обозначить все пункты до начала работы с заказчиком.