Найти тему
Oriental Mos Gallery

ЖИВОПИСЬ БАМБУКА - почему она особенная?

фрагмент картины "Молодой Бамбук" А.Безменовой на выставке "Ученики Первой Профессиональной Онлайн Школы Восточной Живописи", ПМГВЖ февраль 2020 г.
фрагмент картины "Молодой Бамбук" А.Безменовой на выставке "Ученики Первой Профессиональной Онлайн Школы Восточной Живописи", ПМГВЖ февраль 2020 г.

Бамбук - одна из любимейших и самых главных тем в китайском искусстве - от литературы до живописи. Почему?

В Китае бамбук – символ истинно благородного человека, который, сгибаясь от жизненных невзгод, всегда находит в себе силы подняться и который мудрость жизни впитывает как бамбук влагу. Внутренняя область бамбука – стебель символизирует пустоту, которая должна быть создана в уме перед созданием новых идей. 

-2

Возникновение монохромной живописи бамбука тушью легенда объясняет случайностью: одна знатная дама по имени Ли в лунную ночь увидела тень от бамбука на створке окна. Она была поражена тем, что тень выражает сущность бамбука в большей степени, чем живой, зеленый бамбук.

В Сунское время (X-XIII вв.) Монохромная живопись бамбука стала привилегией избранного круга художников-поэтов и каллиграфов, после чего заняла принципиально важное место в китайской живописи на протяжении всех последующих исторических эпох.

Живописная техника этого жанра разработана до мельчайших деталей в специальных трактатах. Это – эссе "Гибкий бамбук Юньданской долины", оставленное поэтом, художником, каллиграфом чайным мастером и государственным деятелем периода Сун – Су Ши (1037—1101), "Книга живописи бамбука", "Книга о бамбуке" и "Книга об образе бамбука", составленные признанным мастером живописи бамбука Ли Каем (1245-1320).

Ныне художники пишут узел за узлом
И располагают один над другим.
Как же это может превратиться в бамбук?
Чтобы писать бамбук, надо сначала создать его об раз в душе.
Только тогда берись за кисть, когда сосредоточишь все внимание.
И словно увидишь перед собой то, что хочешь изобразить.
Следуя этому образу, начинай работать кистью.
Если ты замешкаешься на мгновение – все пропадет.
Су Ши (1037—1101)

Текст "Книги об образе бамбука" был почти полностью использован при написании соответствующего тематического раздела в знаменитом трактате XVIII века о китайской классической живописи "Слово о живописи из Сада с горчичное зерно". Эти сочинения показывают, что образ бамбука наделялся особой благородной духовностью и рассматривался в неразрывной и почти мистической связи с внутренним миром художника. Считалось, что в акте творения самому рисунку передается не только профессиональное мастерство, но и внутренние качества личности художника – душевная чистота, благородство помыслов, тонкость интеллекта.

Обращение к "живописи бамбука" являлось свидетельством достижения вершин живописного мастерства, так как в рисунке должны были использоваться все известные каллиграфические стили.

Его ствол надлежало исполнять в стиле чжуаньшу ("печатный стиль"), коленца ствола – штрихами, выполненными в стиле лишу ("официальный стиль"), ветви – в скорописи цаошу, листья – в "уставном письме" кайшу.

Коротко и просто: 5 стилей китайской каллиграфии

В XV-XVII вв. для «живописи бамбука» была разработана еще более сложная графическая система, учитывающая сорта растения и варианты его изображения в зависимости от сезона, времени суток и освещенности.

Так, рисунок ствола, помимо собственно каллиграфических линий, должен был складываться из штрихов, моделирующих узлы сочленений, и сложных, соединяющихся между собой, точек-узелков, предназначенных для передачи округлости ствола и динамики роста растения.

На фото: Живопись Бамбука "Сейчас", фрагменты работ Н.Вороной
На фото: Живопись Бамбука "Сейчас", фрагменты работ Н.Вороной

Однако, строго разработанные приемы написания бамбука не лишают художника возможности выявить свои творческие замыслы, создать неповторимые композиции.

Бамбук пишут в ясную погоду, на ветру или в дождь, под снегом или под инеем, тем самым придавая свиткам особо эмоциональное звучание. Используя градации оттенков туши, художник может передать и нежную трепетность молодых побегов, и сочную тяжесть зрелых ветвей, и сухость завядших листьев.

автор: Баранова Анна

(с) Первая Московская Галерея Восточной Живописи

Данная статья является вступительной для каталога выставки
"01 ВДОХ / ВЫДОХ Прогулки в бамбуковой роще" Январь, 2020 в "Первая Московская Галерея Восточной Живописи"

Полный каталог выставки можно посмотреть на странице выставки
По вопросам просмотра и приобретения: ответим на все вопросы