Бамбук - одна из любимейших и самых главных тем в китайском искусстве - от литературы до живописи. Почему?
В Китае бамбук – символ истинно благородного человека, который, сгибаясь от жизненных невзгод, всегда находит в себе силы подняться и который мудрость жизни впитывает как бамбук влагу. Внутренняя область бамбука – стебель символизирует пустоту, которая должна быть создана в уме перед созданием новых идей.
Возникновение монохромной живописи бамбука тушью легенда объясняет случайностью: одна знатная дама по имени Ли в лунную ночь увидела тень от бамбука на створке окна. Она была поражена тем, что тень выражает сущность бамбука в большей степени, чем живой, зеленый бамбук.
В Сунское время (X-XIII вв.) Монохромная живопись бамбука стала привилегией избранного круга художников-поэтов и каллиграфов, после чего заняла принципиально важное место в китайской живописи на протяжении всех последующих исторических эпох.
Живописная техника этого жанра разработана до мельчайших деталей в специальных трактатах. Это – эссе "Гибкий бамбук Юньданской долины", оставленное поэтом, художником, каллиграфом чайным мастером и государственным деятелем периода Сун – Су Ши (1037—1101), "Книга живописи бамбука", "Книга о бамбуке" и "Книга об образе бамбука", составленные признанным мастером живописи бамбука Ли Каем (1245-1320).
Ныне художники пишут узел за узлом
И располагают один над другим.
Как же это может превратиться в бамбук?
Чтобы писать бамбук, надо сначала создать его об раз в душе.
Только тогда берись за кисть, когда сосредоточишь все внимание.
И словно увидишь перед собой то, что хочешь изобразить.
Следуя этому образу, начинай работать кистью.
Если ты замешкаешься на мгновение – все пропадет.
Су Ши (1037—1101)
Текст "Книги об образе бамбука" был почти полностью использован при написании соответствующего тематического раздела в знаменитом трактате XVIII века о китайской классической живописи "Слово о живописи из Сада с горчичное зерно". Эти сочинения показывают, что образ бамбука наделялся особой благородной духовностью и рассматривался в неразрывной и почти мистической связи с внутренним миром художника. Считалось, что в акте творения самому рисунку передается не только профессиональное мастерство, но и внутренние качества личности художника – душевная чистота, благородство помыслов, тонкость интеллекта.
Обращение к "живописи бамбука" являлось свидетельством достижения вершин живописного мастерства, так как в рисунке должны были использоваться все известные каллиграфические стили.
Его ствол надлежало исполнять в стиле чжуаньшу ("печатный стиль"), коленца ствола – штрихами, выполненными в стиле лишу ("официальный стиль"), ветви – в скорописи цаошу, листья – в "уставном письме" кайшу.
Коротко и просто: 5 стилей китайской каллиграфии
В XV-XVII вв. для «живописи бамбука» была разработана еще более сложная графическая система, учитывающая сорта растения и варианты его изображения в зависимости от сезона, времени суток и освещенности.
Так, рисунок ствола, помимо собственно каллиграфических линий, должен был складываться из штрихов, моделирующих узлы сочленений, и сложных, соединяющихся между собой, точек-узелков, предназначенных для передачи округлости ствола и динамики роста растения.
Однако, строго разработанные приемы написания бамбука не лишают художника возможности выявить свои творческие замыслы, создать неповторимые композиции.
Бамбук пишут в ясную погоду, на ветру или в дождь, под снегом или под инеем, тем самым придавая свиткам особо эмоциональное звучание. Используя градации оттенков туши, художник может передать и нежную трепетность молодых побегов, и сочную тяжесть зрелых ветвей, и сухость завядших листьев.
автор: Баранова Анна
(с) Первая Московская Галерея Восточной Живописи
Данная статья является вступительной для каталога выставки
"01 ВДОХ / ВЫДОХ Прогулки в бамбуковой роще" Январь, 2020 в "Первая Московская Галерея Восточной Живописи"
Полный каталог выставки можно посмотреть на странице выставки
По вопросам просмотра и приобретения: ответим на все вопросы