На территории постсоветского пространства наличием собственных метрополитенов могут похвастать лишь 16 городов. Из указанного количества только два было открыто в период после распада СССР – в Казани и Алма-Ате. Алматинский метрополитен, при этом, оказался последним, а, следовательно, самым молодым в СНГ.
Как ни странно, но его строительство началось еще во времена СССР – в 1988 году, и финансировалось преимущественно за счет средств из союзного бюджета. Казахская СССР оплачивала лишь небольшую часть расходов. По этой самой причине в связи с распадом Союза, строительство алматинского метро в 1991 году было приостановлено. Все это отодвинуло срок окончания строительства, и его открытие случилось лишь спустя 20 лет – в 2011 году. Таким образом, это был второй метрополитен в Средней Азии. Первый же открыт в Ташкенте в 70-х годах.
В настоящее время среди всех метрополитенов постсоветского пространства алматинский является самым небольшим. В нем только одна линия. По количеству станций его можно сравнить с метрополитеном Екатеринбурга, в котором их тоже 9, однако линия в Екатеринбурге длиннее алматинской более, чем на километр.
По годовому объема перевозок пассажиров метро Алматы также существенно уступает метро Екатеринбурга, однако, согласно, официальных данных, несколько превышает пассажиропоток самарского метро.
Ширина железнодорожной колеи в этом метрополитене аналогична той, которая используется во всех государствах бывшего СССР – 1520 миллиметров. Для перевозки пассажиров используются поезда, произведенные на южнокорейском Hyundai. Кстати, вагоны со сквозным проходом из начала в конец состава тут начали эксплуатировать даже раньше, чем в Москве.
Оформление всех станций выполнено по индивидуальным проектам. К вопросам интерьера подошли творчески, соответственно, станции получились удобными и вообще выглядят классно. По этой причине метро можно отнести к одной из достопримечательностей города.
Здесь есть станция Московская, названная «по-братски» в рамках обмена названиями с построенной примерно в то же самое время станцией Алма-Атинской на Замоскворецкой линии московского метро. И если москвичи периодически поднимают вопрос о переименовании своей Алма-Атинской в Братеево, то алматинцев станция Московская в своем метро, кажется, не беспокоит.
В целом же метро Алматы производит приятное впечатление. Во время посещения этого города для перемещения я старался использовать именно его, даже при наличии альтернативного наземного транспорта.