Есть знакомые и примеры ситуаций, когда человек сдался, даже не пытаясь?
Когда реально классный специалист не меняет работу, а трудится за гроши.
Когда не уходят из отношений, потому что «вдруг никому не буду нужна». А отношениям реально уже полный трындец. Ни любви, ни тоски, ни жалости как говорится.
Есть, правда, еще «веселее» пример.
У меня знакомая ходит 3 года к одному и тому же мастеру маникюра. Мастер так себе. Заусенки есть всегда, покрытие отслаивается и откалывается через пару дней. Но знакомая мастера упрямо не меняет. Потому что «да какая разница. Их сейчас столько самоучек, а найти хорошего нереально. Да еще и переплачивать не охота».
Знакомо?
Между тем, в психологии это называется «Выученная беспомощность».
Это модель поведения, когда человек даже не пытается выпутаться из неприятной ситуации.
Это не синдром, это именно приобретенная или постоянная черта характера. Она усваивается человеком, после нескольких провальных попыток изменить ситуацию.
Он перестает верить, что может на что-то повлиять, и соответственно, перестает пробовать.
Выученная беспомощность, как черта характера может стать постоянной. То есть распространиться на все ситуации в жизни человека. То есть пытаться что-то делать и что-то менять, он перестает во всех сферах.
Термин беспомощности ввел Мартин Селигман. Будущий сооснователь Позитивной психологии.
Он провел ряд экспериментов над собаками. Не самых гуманных, но всё же давших свои плоды.
Первая часть экспериментов прошла в 1967 году в университете Пенсильвании.
Изначально, ученые занимались изучением формирования условного рефлекса.
Собаки находились в клетках. Включался высокий громкий звук, и сразу в это момент животных от пола било током. Таким образом у них сформировалась последовательность «Громкий звук- болезненные ощущения». И как следствие у животных появилась боязнь громких звуков.
Еще раз: собаки находились в клетках, током бился весь пол. Покинуть место «пытки» собака не могла.
Во второй части эксперимента, клетки открыли, включили громкий звук и ожидали, что собаки вырвутся оттуда.
Но животные не просто не покинули клеток. Они легли на пол и начали тихонько скулить, несмотря на звук и удары током. То есть зная, что за звуком следует боль, они смирились и готовы были её терпеть, не обращая внимания на возможность покинуть место пытки и избежать страданий.
В то время в психологии господствовал Бихевиоризм, согласно которому поведение человека или животного подчиняется схеме «стимул-реакция».
Данные же этого эксперименты вышли в разрез с ожиданиями.
Животное не только усвоило боязнь громких звуков, но и то, что пытаться бежать смысла нет- всё равно будет больно. Током-то бился весь пол.
Селигман рискнул и выдвинул весьма революционный тезис. Что собаки не перестали бояться тока, поэтому легли на пол. Животные смирились с неизбежным, поэтому перестали пытаться.
В первой части эксперимента с запертыми клетками животные пытались бежать, но у них не получилось. Поэтому во второй части, где выход был свободен, животные даже не стремились, а легли на пол и терпели.
Иными словами, собаки «научились беспомощности».
Через три года Мартин Селигман в партнерстве со Стивеном Майером провели новый эксперимент над собаками.
Они разделили их на три группы.
Животные в первой группе, могли отключить ток, нажав на кнопку на стене лапой или носом.
При этом ток отключался во всех клетках.
Животные второй группы кнопок не имели и полностью зависели от действий первой группы. Сирена и ток были в обоих группах.
Животные третьей группы вообще не получали удара током.
Через какое-то время их поместил в одну клетку, где была перегородка. Любая из собак могла её перепрыгнуть и таким образом избежать удара током.
Собаки первой группы так и делали. Тем самым избегали ударов. А собаки второй группы попыток перепрыгнуть перегородку не предпринимали. Они ложились на пол и начинали скулить. Более того, они не вставали с пола и терпели всё большее напряжение тока. Страдали, но попыток избежать этого не предпринимали. Хотя, даже со стороны видели, что возможность перепрыгнуть есть.
Это открытие «выученной беспомощности» стало настолько значимым и прорывным, что Селигман получил за него премию Ассоциации.
В этом же году исследование Выученной беспомощности продолжили два американских психолога- Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден.
На этот раз участниками эксперимента стали люди.
Жители двух этажей дома престарелых.
На первом этаже обитателей собрали в зале и сказали:
«Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и были здесь счастливы… Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам… Я хотел бы воспользоваться возможностью и вручить каждому из вас подарок. Каждому из стариков был вручен цветок в горшке. Теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них, вам самим ничего не нужно будет делать».
Жильцам второго этажа главврач сказала ПОЧТИ тоже самое:
«Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната, хотите ли вы оставить там все как есть или желаете, чтобы наши служащие помогли вам переставить мебель… Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хотел бы воспользоваться нашей встречей, чтобы вручить каждому из вас подарок от Арден-Хауза. Если вы решите, что вы хотите завести растение, то можете выбрать то, которое вам понравится, из этого ящика. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным. На следующей неделе два вечера, во вторник и пятницу, мы будем демонстрировать фильм. Вам нужно решить, в какой именно день вы пойдете в кино и хотите ли вы вообще смотреть фильм»
Таким образом жители второго этажа могли контролировать решение важных для них вопросов, выбирать что и как будет в их пространстве, какой фильм, что будет на ужин и так далее. В то время как жители первого этажа, получив заботу и идеальные условия, тем не менее никак не могли на них влиять.
Эксперимент длился 3 недели.
За это время медперсонал наблюдал за поведением, настроением, эмоциональным и физиологическим состоянием жителей дома престарелых. По завершении среди испытуемых провели опросы о степени удовлетворенности жизнью.
Жители 2 этажа, контролирующие свою жизнь сами, отвечающие за свои выборы фильма и растения, в отличие от жителей первого этажа, окруженных вниманием и заботой, но не решающих ничего в своем быту, по анализам крови и психоэмоциональному состоянию чувствовали себя в разы лучше.
По оценкам медперсонала жители 2 этажа, принимавшие ответственность за свою жизнь ощущали себя изо дня в день бодрее, живее и здоровее. В то время как у жителей первого этажа, кто не мог брать ответственность и принимать решения, показатели здоровья падали.
Более того, периодически старикам предлагали сыграть в игру и угадать число конфет в банке. Так вот на 2 этаже в игру сыграли 10 человек из 47. А на первом из 45 человек сыграл только 1.
Психологи проанализировали результаты и предположили, что некоторые признаки старения - потеря памяти и снижение тонуса организма, вероятно связаны с тем, что люди больше не могут как прежде контролировать свою жизнь, у них нет того же права выбирать и решать, что в юности.
Через полгода психологи вернулись в дом престарелых, чтобы замерить результаты и проверить, продолжается ли действие 3-недельного эксперимента.
Оказалось, что еще как!
Помимо того, что показатели здоровья на 2 этаже продолжили улучшаться даже после окончания эксперимента, умерло всего 15% стариков.
В то время как на первом этаже, показатели здоровья и благополучия продолжали падать, а смертность расти. За это время умерло 30% жителей первого этажа.
Хотя, напомню, эксперимент уже давно прекратился. И они могли выбирать что смотреть по телевизору и так далее.
Эти измерения привели к тому, что руководство дома престарелых приняло решение в отношении всех этажей вернуть жителям возможность выбирать и контролировать важные вопросы их жизни.
Эксперименты проводились и над группами молодых людей, результаты подтверждались.
Беспомощности можно научиться. Усвоить её и перестать хотя бы пытаться что-то менять.
Селигман занимался изучением беспомощности еще долго. Он отмечал, что возраст, к которому выученная беспомощность формируется у детей – 8 лет. Причины в воспитательных методах, оценках в школе, смерти близкого или домашнего животного, опыт насилия, а также просто наблюдение за беспомощностью других людей. Например, у героев фильма или передачи. От гиперопеки родителей и бабушек.
Неудивительно, что выученная беспомощность – черта огромного количества людей. Более того, исследование в области HR показали, что ею могут страдать целые компании. Когда у них авторитарный, жесткий и самодурный руководитель.
Метод борьбы с выученной беспомощностью один – психотерапия и действия.
Правда, и это не всегда помогает, да и мотивации обращаться к специалисту у людей с выученной беспомощностью, как правило, нет.
Зачем? Ведь они привыкли терпеть.