"Танцуя с ней фанданго,
Я бредил , сам не свой.
Качался будто пьяный.
Народ свистел — герой!
Кругом теснились люди,
Вращались свет и пол.
Хотелось нам напиться,
К нам бармен тут же шёл.
Случилось всё чуть позже.
Как мельник нам напел -
Мол, она с лицом прозрачным
Стала белой, словно мел..."
/"A Whiter Shade of Pale" /
Дебютный альбом Procol Harum, вышедший в 1967 году, стал одним из самых неоднозначных и влиятельных релизов эпохи, хотя его история полна парадоксов. Зародился он из творческого союза Гэри Брукера и Кита Рида, которые, подобно Элтону Джону и Берни Топину, изначально планировали писать песни для других исполнителей. Рид сочинял сюрреалистичные, психоделические стихи, а Брукер создавал на них музыку, но их работы никого не заинтересовали. Тогда в 1967 году друзья основали группу, чтобы исполнять эти композиции самостоятельно.
Брукер пригласил бывших коллег по ритм-энд-блюзовой команде The Paramounts - гитариста Робина Троуэра (поклонника Джими Хендрикса), басиста Дэйва Найтса и барабанщика Би Джей Уилсона. Через объявление в Melody Maker нашли органиста Мэтью Фишера, чья виртуозность охватывала госпел и барочные фуги Баха. Фишеру понравился материал, и он присоединился к группе, получившей название "Procol Harum" ("Вдали от всего", искажённая латынь) - намёк на философские поиски основателей.
Запись альбома проходила в спешке и сопровождалась кадровыми перестановками: на легендарном сингле "A Whiter Shade of Pale" на барабанах играл сессионный музыкант Билл Эйден, а на гитаре - Рэй Ройер Однако, к моменту работы над основным материалом их заменили Би Джей Уилсон и Робин Троуэр. Сам сингл, ставший гимном "Лета Любви", не вошёл в оригинальную британскую версию альбома из-за убеждения, что "у каждого он уже есть". Это решение отразило амбиции группы, не желавшей быть заложником одного хита. История сингла тоже оказалась знаковой: фраза "Ты стала ещё бледнее", услышанная Ридом на вечеринке, вдохновила его на сюрреалистичный текст о морском путешествии, как метафоре отношений между мужчиной и женщиной. Органная партия Фишера, навеянная Бахом (но не плагиат), стала предметом судебного спора о соавторстве, и только в 2006 году он выиграл право на 40% авторских отчислений.
Музыкально альбом сплавил классические влияния, блюзовую основу и литературную психоделию. "Потусторонний" вокал Брукера, сюрреализм текстов Рида (от "двурогого единорога у ворот Цердеса" в "Cerdes" до "шестиствольной невесты" в "A Christmas Camel") и "барочный" орган Фишера легли на мощный гитарный каркас Троуэра. При этом Рид создавал стихи до музыки, исключением стал лишь "Conquistador". Брукер позже шутил, что его заслуга в умении петь такие строки с серьёзным видом.
Альбом был записан в июне 1967 года (шесть песен вообще за один день), в Olympic Sound Studios, независимой коммерческой студии звукозаписи, известной многими записями рок-музыки, сделанными в конце 1960-х годов. Там записывались The Rolling Stones, Jimi Hendrix, Led Zeppelin и The Beatles , и студия была такой же уважаемой, как Abbey Road.
К великому сожалению, оригинальный материал, записанный на многоканальный магнитофон, был утерян (возможно, дорогостоящую ленту повторно использовали для записи какой-нибудь более известной группы). Остался только сведённый продюсером Дэнни Корделлом монофонический вариант... Американцы, правда, подсуетились, и сделали на его основе "псевдо-стерео" пластинку, Deram – DES 18008, слушать которую решительно невозможно, так что, остаётся только классический релиз, в "моно".
Отзывы критиков оказались противоречивыми: в США альбом с "A Whiter Shade of Pale" достиг 47-го места в чартах, а в Британии провалился. Группу ругали за "мрачность" и странный имидж ("средневековые китайцы из космоса"). Тем не менее, релиз заложил основы прогрессивного рока, позже попав в списки "50 альбомов, построивших прог". Сам Брукер отвергал термин "прог", называя музыку "современным блюзом".
Наследие альбома уникально: его обложка работы Дикинсон (жены Кита Рида) в стиле Обри Бердсли выставлялась в Tate Britain, а песни вдохновляли Мартина Скорсезе, назвавшего музыку Procol Harum "путешествием через поп-подсознание".
Пластинка выходила во множестве вариантов, в моно и псевдо-стерео звуке, с разным составом песен. Наиболее интересным представляется появившееся в 1970-е монофоническое издание Fly TOOFA 7, на котором присутствует песня ''A White Shade Of Pale''.
- Гэри Брукер (Gary Brooke) / вокал, фортепиано.
- Робин Троуэр (Robin Trower) / гитара (все, кроме "A Whiteer Shade of Pale").
- Мэтью Фишер (Matthew Fisher) / орган Хаммонда.
- Дейв Найтс (David Knights) / бас.
- Би Джей Уилсон (Barrie James Wilson) / барабаны (все, кроме "A Whiteer Shade of Pale").
- Рэй Ройер (Ray Royer) / гитара ("A Whiteer Shade of Pale").
- Билл Эйден (Bill Eyden) / барабаны ("A Whiteer Shade of Pale").
- Кит Рид (Keith Reid) / тексты песен.
Послушать и скачать пластиночку (Fly TOOFA 7), Flac 24/96, можно на моём канале в Telegram: https://t.me/Prog_rock_rarities/1309
1. "A Whiter Shade of Pale" - один из гимнов лета Любви 1967 года. Как-то раз, находясь на очередной вечеринке, Кит Рид услышал, как кто-то сказал женщине: "Ты стала еще бледнее", и эта фраза застряла у него в голове, как это частенько бывает с поэтами. В результате, вокруг этого образа "бледной женщины" сложился сюрреалистический сюжет. Оригинальный текст содержит четыре куплета, из которых только два слышны на оригинальной записи. Третий и четвёртый Procol Harum иногда исполняли на концертах. В песне метафорически описываются отношения между мужчиной и женщиной, показанные через идею морского путешествия.
Знаменитая мелодия, исполняемая на органе, навеяна музыкой И.С. Баха, но не является точной цитатой из его произведений, или, тем более, плагиатом. Органист Мэтью Фишер, который придумал эту замечательную музыку, в конце концов получил на неё авторские права.
2. "Conquistador" - голос Брукера здесь завораживает, и ведёт куда-то за пределы нашего мира... Органное соло Фишера выше всяких похвал - оно умопомрачительно!
3. "She Wandered Through the Garden Fence" - прекрасная композиция, с характерными для музыки И.С. Баха органными пассажами, которые так любит Мэтью Фишер, и загадочным текстом, полным туманных намёков.
4. "Something Following Me" - великолепный пиано-блюз от Гэри Брукера, полный неясной тоски человека, повсюду видящего свой могильный камень. Как выясняется, иногда Кит Рид может писать очень простые, чёткие и определённые тексты, в духе лучших классических блюзов.
5. "Mabel" - развесёлая песенка в духе мюзик-холла, на этот раз полностью лишённая какого-либо смысла.
6. "Cerdes (Outside the Gates Of)" - психоделический блюз-рок с мощным гитарным соло от Робина Троуэра .
7. "A Christmas Camel" - очень красивая вещь. Если бы И.С. Бах сочинял блюз, у него вполне могло получится нечто подобное...
8. "Kaleidoscope" - приятный, но по существу не поддающийся описанию психоделический рок.
9. "Salad Days (Are Here Again)" - ещё одна приятная психоделическая вещица, отсылающая к Иоганну нашему Себастьяну Баху, дух которого незримо присутствует во всём этом альбоме.
10. "Good Captain Clack" - это как бы песня пьяного моряка, написанная, похоже, под влиянием The Beatles, которые, в свою очередь, вероятно вдохновлялись глупыми песенками из водевилей 20-х годов.
11 "Repent Walpurgis" - композиция за авторством Мэтью Фишера, возможно посвящена английской монахине VIII века Вальпургии, или Вальбурге. Святую Вальбургу считают заступницей в бедах и скорой помощницей при болезнях, эпидемиях, бешенстве, голоде, неурожае, покровительницей больных, рожениц и крестьян. С другой стороны, во многих странах Европы существуют поверья о том, что в ночь на 1 мая колдуны, нечистая сила и души усопших собираются на свои "сходы". Поскольку эта дата совпадала с днем поминовения святой Вальпурги, в Германии "колдовскую" ночь стали называть Вальпургиснахт (Вальпургиева ночь). А позднее название распространилось на всю Европу. Чем руководствовались музыканты Procol Harum, создавая эту одновременно мрачную, яростную, и в тоже время, местами светлую композицию, остаётся только гадать. Надо сказать, что таланты всех исполнителей были здесь раскрыты в полной мере, и она ни кого не оставит равнодушным.
Наверное, первый альбом Procol Harum не является признанным шедевром. Возможно, и не лучший в дискографии группы. Но меня он совершенно заворожил при первом прослушивании (а было это в 1991 году), и ощущение это повторяется каждый раз, когда я ставлю на "вертушку" эту пластинку...
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Procol Harum вы можете прочитать у меня здесь:
''Exotic Birds & Fruit'', 1974
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.