Ко времени записи шестого студийного альбома состав Procol Harum несколько укрепился. Как известно, после выхода в 1971 году альбома "Broken Barricades", группу покинул гитарист Роберт Трауэр, и ему на смену пришёл Дэйв Болл. Но увы, и он продержался совсем не долго, успев записаться только в концертном альбоме 1972 года "In Concert with the Edmonton Symphony Orchestra". Самое забавное, что он ушёл сразу после фотосессии для обложки ''Grand Hotel'', и его фигура, облачённая во фрак, осталась там навсегда. Голову в цилиндре, правда пришлось заменить, и тело Дэйва Болла венчает физиономия Мика Грэбхэма, гитариста, известного по работе в кантри-рок группе Cochise. Мик, надо сказать, был большим поклонником Procol Harum, и чуть ли не наизусть знал все альбомы группы, что очень упростило его интеграцию в коллектив.
Вторым приобретением был бас-гитарист Алан Картрайт, который так же участвовал в записи Procol Harum с Эдмонтонским симфоническим оркестром в 1972 году. Его работа в группе позволила Крису Коппингу полностью сосредоточится на обязанностях органиста.
Альбом был записан в Air Studios под руководством Криса Томаса, который успел в это же время, в феврале 1973 года, поработать над сведением ''The Dark Side of the Moon''! В одном из своих интервью Томас заявил, что закончит работу над альбомом Pink Floyd в полночь и поедет в Air Studios, чтобы еще поработать над альбомом Procol Harum "Grand Hotel" до 5 утра.
Вышел ''Grand Hotel'' в марте 1973 года на лейбле Chrysalis, и достиг 21-го места в чарте альбомов Billboard. Наивысшее, 4-е место альбом занял в Дании, где группу традиционно любили.
Оформление обложки как бы намекает на радикальную смену музыкального стиля группы. Теперь её темой стало "высшее общество", нарочитая помпезность и изысканный декаданс. Это было следующее перевоплощение Кита Рида и Гэри Брукера, в очередной раз решивших сменить амплуа. Поэзия Рида становится тоньше и мягче, хотя и без его "фирменного" чёрного юмора, конечно, не обошлось.
В "Grand Hotel" группа, в целом, вернулась к "классическому" звучанию своих первых трёх альбомов, когда в саунде доминирует связка фортепиано-орган, плюс богатые оркестровые аранжировки. В тоже время, оставалось и пространство для гитариста, Мика Грэбхэма, который, в полной мере, мог проявить свой талант.
Гэри Брукер - вокал, фортепиано.
Мик Грэбхэм - гитара.
Крис Коппинг - орган.
Алан Картрайт - бас-гитара, акустический бас.
Би Джей Уилсон - барабаны, перкуссия.
Кит Рид - текст песен.
1. "Grand Hotel" - роскошный оркестр, хор, вальс, переходящий в фокстрот, и даже цыганские скрипки - всё, как мы любим. И, вишенка на торте - вариация на тему "Очи чёрные". Над всем этим великолепием парит удивительный голос Гэри Брукера, который подробно описывает прелести жизни в Гранд-отеле.
2. "Toujours l'Amour" - начинается как медленная баллада, но моментально переходит в боевик с элементами хард-рока. После помпезности "Grand Hotel" возвращается тёмный саунд времён "Home". Присутствуют замечательные гитарные соло от Мика Грэбхэма. Песня, как можно догадаться, исходя из названия, о любви.
3. "A Rum Tale" - ещё одна песенка о любви, этакий вальс.
4. "T.V. Ceasar" (ТВ Цезарь) - сатирическая песня о зомбоящике, который, уже тогда, даже в богоспасаемом Альбионе, внушал думающим людям серьёзные опасения. В музыкальном плане это настоящая мини-опера, с многочисленными мини-эпизодами внутри, включая "баховское" соло на органе Криса Коппинга. От гитарного соло Мика Грэбхэма у меня мурашки бегают...
5. "A Souvenir of London" - трек был запрещен к трансляции на Би-Би-Си за упоминание венерических заболеваний в тексте песни. Кит Рид утверждал, что песня была действительно вдохновлена (независимо от того, как она получилась и была интерпретирована) посещением сувенирного магазина рядом с Air Studios Джорджа Мартина, в которой записывался альбом. Шутник, однако.
6. "Bringing Home the Bacon" - ещё один жёсткий номер, где саунд, в значительной степени, строится на гитаре Мика Грэбхэма. Вместе с бас-гитарой Алана Картрайта она создаёт рифовый каркас песни. В композиции присутствует "фирменная" восходящая аккордовая прогрессия, которую так любит использовать Гэри Брукер.
7. "For Liquorice John" - песня посвящена не Лакричному Джону, т.е. Гэри Брукеру времён Парамаунтов, как можно подумать, исходя из названия. На самом деле она о Дэйве Мунди, школьном друге Гэри Брукера и большом поклоннике The Paramounts, который дал прозвища всем участникам группы. В 1972 году он покончил с собой, прыгнув с небоскрёба. Кит Рид посвятил Дэйву стихи, Гэри Брукер написал музыку, и получилась песня о "Павшем Икаре".
8. "Fires" (Which Burnt Brightly) - здесь мы можем услышать голос Кристиан Легран, старшей сестры композитора и пианиста Мишеля Леграна, солистки знаменитого вокального октета Swingle Singer, исполнявшего музыку Баха в джазовом ключе.
9. "Robert's Box" - в "Коробке Роберта" речь идёт о битловском докторе Роберте, о котором другой человек, в другой стране и в другое время спел: "Порошок волшебный, людям он везёт".
Рискну предположить, что ''Grand Hotel'' - вершина творчества Procol Harum. Во всяком случае, я воспринимаю его именно так.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Procol Harum вы можете прочитать у меня здесь:
''Exotic Birds & Fruit'', 1974
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.