Найти в Дзене
Музыкальный экспресс

Солёный пёс. Procol Harum - ''A Salty Dog'', 1969

1969 год застал Procol Harum на гребне волны: группа много гастролировала по Европе и США, деля сцену со звёздами первой величины. Америка бурлила фестивалями, и музыканты выступали практически на всех... кроме одного, самого эпохального. Когда мир готовился к Вудстоку, Procol Harum оказались не у дел. Причина была трогательной и неотвратимой: у жены гитариста Робина Троуэра приближались роды первенца. Группа сознательно отказалась от выступления, чтобы отец успел к важному событию. Позже Троуэр с горечью размышлял: "Если бы мы сыграли на Вудстоке, вся наша судьба могла сложиться иначе. Мы стали бы одной из величайших групп мира". Но пока мир готовился к фестивалю, Procol Harum создавали свою собственную легенду в священных стенах Studio 2 EMI на Эбби Роуд в Лондоне (где до них творили The Beatles). Третий альбом группы, "A Salty Dog" ("Солёный пёс", идиома, означающей морского волка), стал метафорой человека, прошедшего через испытания,он рождался в атмосфере нервного напряжения, ст

1969 год застал Procol Harum на гребне волны: группа много гастролировала по Европе и США, деля сцену со звёздами первой величины. Америка бурлила фестивалями, и музыканты выступали практически на всех... кроме одного, самого эпохального. Когда мир готовился к Вудстоку, Procol Harum оказались не у дел. Причина была трогательной и неотвратимой: у жены гитариста Робина Троуэра приближались роды первенца. Группа сознательно отказалась от выступления, чтобы отец успел к важному событию. Позже Троуэр с горечью размышлял: "Если бы мы сыграли на Вудстоке, вся наша судьба могла сложиться иначе. Мы стали бы одной из величайших групп мира".

Но пока мир готовился к фестивалю, Procol Harum создавали свою собственную легенду в священных стенах Studio 2 EMI на Эбби Роуд в Лондоне (где до них творили The Beatles). Третий альбом группы, "A Salty Dog" ("Солёный пёс", идиома, означающей морского волка), стал метафорой человека, прошедшего через испытания,он рождался в атмосфере нервного напряжения, став поворотной точкой и одновременно лебединой песней классического состава. Запись, начатая еще в конце 1968 года в Лос-Анджелесе, завершалась здесь, под продюсерством органиста Мэттью Фишера. Это решение имело последствия: звук его знаменитого Хаммонда на пластинке сравнительно редок, так как внимание Фишера было приковано к общему звучанию. Фишер, впервые взявший продюсерские бразды, боролся с депрессией, вызванной непризнанным авторским вкладом в мега-хит "A Whiter Shade of Pale". Его амбиции неизбежно сталкивались с видением лидера группы, пианиста и вокалиста Гэри Брукера. Последний вспоминал, как они открыли "волшебный шкаф" Abbey Road, обнаружив ксилофоны, колокольчики, блокфлейты, оставшиеся от The Shadows. Эти находки добавили альбому невиданных ранее красок. Струнные аранжировки для грандиозного заглавного трека, вдохновленные, по словам Брукера, свистком швейцарского поезда, он создал с помощью альтиста, встреченного на гастролях с Bee Gees.

Abbey Road Studios
Abbey Road Studios

Альбом, вышедший в Англии на Regal Zonophone – SLRZ 1009, а в США A&M Records – SP 4179, был запечатан в конверт - остроумную пародию на пачку "морских" сигарет Player's Navy Cut работы художницы Дианы Рид, работавшей под псевдонимом Dickinson, жены Кита Рида (ходили слухи, что она придала изображённому матросу некоторое сходство с поэтом, вызывая ироничные вопросы о его внешности). "A Salty Dog" действительно стал последним рейсом для ключевых членов команды. Мэттью Фишер, не выдержав напряжения турне и накопившихся конфликтов, ушёл сразу после записи, признавшись: "Я хотел уйти ещё в 1967-м, когда не получил признания за 'Whiter Shade'". Басист Дэйв Найтс последовал за ним, сменив бас на менеджмент.

Кит Рид
Кит Рид

Сигареты  Navy Cut
Сигареты Navy Cut

Критики встретили альбом по-разному: Rolling Stone отметил его "неравномерность", а Роберт Кристгау поначалу по ошибке поставил высочайшую оценку "A+" (позже поправив на "B+"). Однако время расставило всё по местам. Блюзовые эксперименты Троуэра могли стареть, но баллады Брукера и Фишера становились классикой. Заглавный трек, достигший #44 в UK, Брукер продолжал исполнять десятилетия спустя, даже в турне Ringo Starr’s All-Starr Band (1997), посвящая его умершему к тому времени Б.Дж. Уилсону, вспоминая: "Когда я впервые сыграл ему песню, луч солнца упал на его лицо. Он сказал, что это прекраснейшая музыка, которую слышал". Интересные детали окружали альбом: Фишер считал би-сайд сингла "Long Gone Geek" (позже включённый в переиздания) своей лучшей продюсерской работой, но в 1969 году трек не вошёл в пластинку; оркестр для "A Salty Dog" собрали из концертмейстеров лондонских филармоний, добившись камерного звучания без обычного для рока с оркестром пафоса. "A Salty Dog" остаётся альбомом-оксюмороном: записанный в атмосфере нарастающей разобщённости, он удивительно целен в своей морской метафоре.

- Гэри Брукер (Gary Brooker) / вокал, фортепиано, селеста, 3-струнная гитара, колокольчики, губная гармошка, блокфлейта, деревянные духовые, оркестровые аранжировки (1,8)

- Робин Троуэр (Robin Trower) / ведущая и акустическая гитары, тамбурин, бэк-вокал

- Мэтью Фишер (Matthew Fisher) / орган, фортепиано, маримба, акустическая и ритм-гитара, блокфлейта, бэк-вокал, оркестровые аранжировки (7), продюсер

- Дэйв Найтс (Dave Knights)/ бас

- Би Джей Уилсон (Barrie James Wilson) / ударные, табла, конги

- Кит Рид (Keith Reid) / тексты песен.

Послушать и скачать пластиночку (Regal Zonophone – SLRZ 1009), Flac 24/96, можно на моём канале в Telegram: https://t.me/Prog_rock_rarities/1339

Prog-rock rarities

1. "A Salty Dog" - пластинку открывают крики чаек и шум моря где-то вдалеке, сразу настраивая нас на нужный лад. В песне рассказывается о терпящем крушении корабле, матросы которого отчаялись спастись. Но капитан, тот самый Солёный Пёс, всё-таки выводит корабль из бури, к солнечному свету... Правда, сам Кит Рид называл "A Salty Dog" "песней о смерти"... Для придания должной эпичности этой достойной композиции, Гэри Брукер пригласил симфонический оркестр. Получилось, на мой взгляд, здорово.

2. "The Milk of Human Kindness" - "Ты была настоящей змеёй, а меня оставила осой без жала". Отличный ритм-н-блюзовый боевик, с роялем и Хаммондом, в лучших традициях Procol Harum.

3. "Too Much Between Us" - акустическая, немного психоделическая композиция, в которой есть строка "Такое большое море между нами". Как бы, в продолжение темы "A Salty Dog".

4. "The Devil Came from Kansas" -"Дьявол приехал из Канзаса, куда уехал, не знаю". Тяжёленькая такая психоделия. Точнее определить не берусь...

5. "Boredom" - легкая и беззаботная песенка, в духе музыки Карибских островов, с маримбой и прочей экзотикой. Автор музыки - Мэтью Фишер, он же и солирует. Морское путешествие продолжается!

6. "Juicy John Pink" - жёсткий гитарный ритм-н-блюз от Робина Трауэра.

7. "Wreck of the Hesperus" - "Крушение Геспера" - ещё одна морская драма. Автор - Мэтью Фишер. Как и в заглавной, "A Salty Dog", здесь присутствует симфонический оркестр.

8. "All This and More" - по легенде, идея песни пришла Киту Риду во время разговора о Лолардах, последователях Дж. Уиклифа, бродячих проповедниках, идеи которых не одобрялись Церковью.

9. "Crucifiction Lane" - а это классический блюз, за авторством Робина Трауэра, в котором, где-то на заднем плане, наконец-то можно услышать орган Фишера, по которому мы успели соскучится!

10. "Pilgrim's Progress" - а вот теперь, мы можем в полной мере насладится звучанием органа. Ни чего удивительного - автор композиции органист Мэтью Фишер. Он же и поёт.

Я не берусь как-то оценивать альбомы Procol Harum, выделяя из них "лучшие". По-моему, все альбомы этой группы прекрасны! ''A Salty Dog'' любопытен тем, что в нём нет доминирования: в равной степени представлены Гэри Брукер, Мэтью Фишер и Робин Трауэр, что придаёт звучанию пластинки особый колорит.

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:

2202 2017 5668 2940

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С

Заранее спасибо!

Навигация по блогу

Ещё о группе Procol Harum вы можете прочитать у меня здесь:

''Procol Harum'',1967

''Shine On Brightly'', 1968

''Home'', 1970

''Broken Barricades'', 1971

''Grand Hotel'', 1973

''Exotic Birds & Fruit'', 1974

''Procol's Ninth'', 1975

''Something Magic'', 1977

Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.

Prog-rock rarities