После выхода в 1969 году альбома "A Salty Dog" для Procol Harum настали сложные времена. Группу покинули сразу два ключевых музыканта. Первым ушел гениальный органист Мэтью Фишер, чей фирменный звук Hammond B-3 создавал непередаваемый "барочный" стиль группы и украсил ранние хиты вроде "A Whiter Shade of Pale". Его уход не был спонтанным: Фишеру не только надоели бесконечные гастроли (которые становились всё интенсивнее с ростом популярности), но и нараставшее творческое напряжение. Ему категорически отказывали принимать его стихи как основу для песен, так как единственным признанным поэтом в группе был Кит Рид. Позже Фишер признавался: "Кит Рид - отличный поэт... Но год шёл за годом, и он приносил всё новые порции всего вот этого, про злую судьбу, про все эти гробы и горы трупов вокруг. В конце концов, это начинало слегка напрягать". Последней каплей стало загадочное исчезновение его органа Hammond B-3 ("лицензии на печать денег"!) по вине водителя группы по дороге на концерт, и Фишер окончательно махнул рукой на Procol Harum.
Вслед за ним ушел и басист Дэвид Найтс. Уход двух основных музыкантов едва не поставил крест на группе. Чтобы спасти Procol Harum от распада, оставшийся костяк - вокалист и пианист Гэри Брукер, барабанщик Б.Дж. Уилсон и гитарист Робин Троуэр, пригласили Криса Коппинга. Это был человек выдающейся судьбы. Покинув The Paramounts (группу-предтечу Procol Harum) еще в 1962 году, Коппинг до 1966 года учился в Лестерском университете, получив диплом с отличием по химии. Затем он работал в правительстве и учился на доктора философии. За это время его первый брак распался, и он вернулся к музыке, сначала играя на органе в пабе, а затем исполняя традиционную немецкую музыку. Троуэр пригласил его заменить сразу и Фишера на органе, и Найтса на басу. Так Коппинг стал "универсальным солдатом". Иронично, но с его приходом Procol Harum, по сути, превратились в The Paramounts под новым именем, будто замкнув круг. Может быть, альбом именно поэтому и получил название "Home" ("Дом").
Работа над альбомом началась осенью 1969 года еще с Фишером у руля продюсирования в студии Trident. Но эти записи были забракованы: звук казался музыкантам плоским, а исполнение - безжизненным. Плёнки отправили в архив (ни один трек не вошёл в финальный альбом). Кризис требовал решительных действий. Гэри Брукер обратился к самому Джорджу Мартину, продюсеру The Beatles, за рекомендацией нового продюсера. Мартин предложил Криса Томаса, своего сотрудника, участвовавшего в записи "White Album". Группа сменила и студию, перебравшись на легендарную Abbey Road, где в феврале 1970 года начался настоящий "перезапуск" проекта. Этот сдвиг задал новый тон: музыканты решили играть жестче, сделать аранжировки проще, без избыточных наложений, будто сознательно возвращаясь к R&B-корням The Paramounts.
Музыкально "Home" стал самым "роковым" альбомом Procol Harum на тот момент. С потерей Фишера основой звучания стала мощная гитара Робина Троуэра. Коппинг, хотя и был неплохим органистом, не мог сравниться с гением Фишера, зато Троуэр раскрылся здесь как талантливый, разносторонний и изобретательный гитарист, тонко чувствующий музыку группы и мистические флюиды Брукера. Его гитара то ревела блюзом ("Piggy Pig Pig"), то ткала психоделические узоры ("Your Own Choice"), то выдавала адреналиновый залп, как в открывающем альбом гимне скорости и бегству "Whisky Train", написанном им в соавторстве с Ридом. А Б.Дж. Уилсон, которого Джимми Пейдж мечтал видеть в Led Zeppelin, показал всю мощь ритм-секции.
Концептуально же "Home" оказался самым мрачным альбомом группы, пропитанным темой злого рока, фатума и отчаяния. Поэзия Кита Рида здесь - воплощение ночных кошмаров. Уже второй трек, "The Dead Man’s Dream" (с партией контрабаса, записанной сессионным музыкантом), погружает в сюрреалистичные видения умирающего. Тема смерти пронизывает пластинку насквозь: блюзовая агония "About to Die", крестьянская безысходность "Barnyard Story", и венчающая всё эпичная семиминутная сага о кораблекрушении "Whaling Stories", где орган Коппинга борется с волнами гитар, а барабаны Уилсона грохочут, как шторм. Даже нежная баллада "Nothing That I Didn’t Know" - реквием по реальной девушке Дженни Дро, умершей в 26 лет, где Брукер неожиданно аккомпанирует себе на аккордеоне. Мистика ощущается и без анализа текста, в интонациях Брукера, аранжировках и общем звуковом настрое. Критик Крис Уэлш едко заметил, что вместо обложки уместнее была бы могильная плита - настолько альбом пропитан "танатосом".
Обложка, созданная художницей Дикинсон (женой Кита Рида), стала парадоксом: весёлая пародия на британскую настольную игру "Snakes and Ladders" ("Змеи и лестницы"), где человечки с лицами участников карабкаются по клеткам. Ирония судьбы добавилась позже: "Home" стал последним альбомом Procol Harum для лейбла Regal Zonophone, который вскоре закрылся. Музыканты когда-то даже посвятили ему песню "Magdalene (My Regal Zonophone)".
Выпущенный в июне 1970 года, альбом был принят неровно: 34-е место в США (Billboard 200), 49-е - в Британии, но неожиданный шестой - в Дании. Критики хвалили энергетику, но скучали по цельности "A Salty Dog". Фактически, "Home" представил восставшую из небытия группу The Paramounts с традиционным для неё тяжёлым ритм-н-блюзовым саундом, где Кит Рид "превзошёл себя, нагнав просто запредельного мрака". Из-за этого у фанатов к альбому полярное отношение: кто-то его обожает, а кто-то терпеть не может. И пусть в 1970-м британцы морщились от "кладбищенских" мотивов, "Home" доказал: группа - не "однохитовое чудо", а фабрика гениальных идей, способная пережить кризис и выйти из него обновленной.
В англии пластинка вышла в 1970 году на Regal Zonophone - SLRZ 1014, в США на A&M Records (A&M Records – SP 4261)
- Гэри Брукер (Gary Brooker) / вокал, фортепиано,
- Робин Троуэр (Robin Trower) / гитара
- Крис Коппинг (Chris Copping) / бас, орган
- Б.Дж. Уилсон (Barrie James Wilson) / ударные
- Гарри Питч (Harry Pitch) / хроматическая губная гармошка
- Кит Рид (Keith Reid) / тексты песен.
Послушать и скачать пластиночку (A&M Records – SP 4261), Flac 24/96, можно на моём канале в Telegram: https://t.me/Prog_rock_rarities/1350
1. "Whisky Train" - ударная гитарная волна от Робина Трауэра. С "Поезда виски" пытается соскочить лирический герой песни, вероятно, хронический алкоголик. Продюсер Крис Томас вспоминал: когда группа репетировала эту песню, музыканты вспоминали какого-то своего работника, в американском туре, который всё время бухал. Он, вероятно, и послужил прототипом. Музыку написал Робин Трауэр.
2. The Dead Man's Dream" - Кит Рид сильно сожалел потом, что показал Гэри стихи, на которые тот написал эту песню, настолько чудовищным оказался результат. На Кита Рида произвёл сильное впечатление "Полуночный ковбой", фильм Джона Шлезингера 1969 года, о том, как в Нью-Йорк приезжает молодой, полный сил провинциал, и как город буквально пожирает его изнутри. В песне он описал бредовые видения умирающего человека, который, в конце концов, приходит в себя в морге... Ничего более мрачного представить себе просто невозможно. Музыка в песне соответствующая, чистая готика, с торжественными аккордами фортепиано и "церковным" органом.
3. "Still There'll Be More" - как утверждает один источник, в этой песне Роберт Трауэр блеснул своей "фишкой", а именно, фирменным вибрато, фундаментальной основой своей гитарной техники. Этот приём Трауэр начал осваивать ещё в Paramounts, под влиянием Би Би Кинга и Отиса Раша. С тех пор он решил использовать гитару в качестве аналога человеческого голоса, посчитав, что "вибрато", это наилучший способ раскрыть "душу" инструмента. Вибрато он сочетает с подтяжкой струн, а для их наилучшего прижатия использует только первые два пальца левой руки. Трауэр говорит, что в этом и состоит секрет уникального саунда его вибрато. Гэри Брукер поёт тут о страшных карах, которые он обрушит на голову своего воображаемого врага.
4. "Nothing That I Didn't Know" - меланхоличная баллада об умершей девушке, с органным проигрышем Криса Коппинга, фортепиано и, что встречается впервые, аккордеоном от Гэри Брукера.
5. "About To Die" - авторский номер Трауэра, настоящий бенефис хард-роковой гитары, с мощными аккордами - риффами, пронизывающими всю песню. Роберт не отвлекается даже на короткое соло, предоставив это роялю Брукера, который колотит по клавишам с небывалой до этого силой. Гитара тут пропущена через кабинет Лесли (который обычно используют с органом Хаммонда), что придаёт звуку характерный, "сверлящий" характер. Поётся в песне, кто бы мог подумать, об "идущих на смерть".
6. "Barnyard Story" - в конце первого дня, когда "Whisky Train" был записан, и все разошлись по домам, Гэри Брукер сел за рояль, и записан песню про "Историю скотного двора". На следующий день осталось только наложить немного бас-гитары и органа, - вспоминал Крис Томас.
7. "Piggy Pig Pig" - один из самых ярких примеров нереализованного "хитового" потенциала группы. Гитара Робина Трауэра здесь акцентирует трагизм резкими аккордами, оттеняет вокал Брукера, бросает короткие, выразительные соло, и, в конце концов, полностью берёт власть в свои руки.
8. "Whaling Stories" - "Китобойная песня", композиция, наполненная небывалыми для Procol Harum музыкальными событиями. Группа снова создала настоящий эпос, как это было в сюите "In Held Twas In I" из альбома "Shine On Brightly" 1968 года, только, на этот раз, композиционно более цельно и объёмно. Кит Рид говорил в одном из интервью, что он предложил Гэри Брукеру организовать музыку таким образом, что бы каждый из куплетов звучал по-разному. Позже Брукер скажет, что эта композиция - его вклад в прог-рог. И, действительно, все атрибуты этого направления здесь присутствуют: свободные вокальные фантазийные распевы, развёрнутые инструментальные партии, довольно сложная структура композиции, словно для нас разыгрывается целый музыкальный спектакль.
9. "Your Own Choice" - "Выбор за тобой". Что-то вроде финального просветления после мрака, нагоняемого на протяжении всего альбома. Группа здесь звучит легко и непринуждённо. На губной гармошке играет Ларри Адлер, один из классиков этого инструмента.
Альбом ''Home'' довольно сильно отличается от того, что Procol Harum играл до этого. Фактически, мы слышим восставшую из небытия группу The Paramounts, с традиционным для неё тяжёлым ритм-н-блюзовым саундом. Кит Рид тут тоже превзошёл себя, нагнав просто запредельного мрака. Из-за этих особенностей у фанатов Procol Harum к этому опусу полярное отношение: кто-то альбом обожает, а кто-то терпеть не может. Мне же, у Procol Harum классического периода, до 1977 года включительно, нравится абсолютно всё.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Procol Harum вы можете прочитать у меня здесь:
''Exotic Birds & Fruit'', 1974
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.