Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities
После выхода в 1969 году альбома ''A Salty Dog'' для группы Procol Harum настали сложные времена - ушли сразу два музыканта. Во-первых, из состава вышел гениальный органист Мэтью Фишер, оставив, впрочем, за собой должность продюсера группы. Не знаю, чем было вызвано такое решение, возможно, обидой за непризнание его авторства самого известного хита группы - "A Whiter Shade of Pale". Коме того, Фишеру не то, что бы ограничивали творческие порывы, но категорически отказывались принимать его стихи, как основу будущих песен. Поэт в группе был один - Кит Рид. Позже Фишер сказал в интервью: "Кит Рид - отличный поэт, и нам всем нравились его стихи. Но год шёл за годом, и он приносил всё новые порции всего вот этого, про злую судьбу, про все эти гробы и горы трупов вокруг. В конце концов, это начинало слегка напрягать". Кроме того, Мэтью терпеть не мог гастроли, которых, с ростом популярности, становилось больше и больше. Это было очень печально, поскольку он создавал своим Хаммондом непередаваемый "барочный" стиль группы, идеально дополняя фортепиано Брукера.
Вслед за Мэтью Фишером ушёл и бас-гитарист Дэвид Найтс. По какой причине это произошло, мне не известно.
Что бы спасти Procol Harum от окончательного распада, им на замену пригласили Криса Коппинга, человека, определённо, выдающегося. Покинув The Paramounts (группу, предтечу Procol Harum) в далёком 1962 году, Коппинг до 1966 года учился в Лестерском университете, получив диплом с отличием по химии. С 1966 по 1969 год он работал в правительстве и учился на доктора философии. За это время его первый брак распался, и он вернулся к музыке, сначала играя на органе в пабе, а затем исполняя традиционную немецкую музыку.
Робин Трауэр пригласил его заменить Мэтью Фишера на органе и Дэвида Найтса на басу в Procol Harum. К этому моменту в группе остались только бывшие члены The Paramounts - Гэри Брукер, Робин Трауэр и Би Джей Уилсон. Таким образом, после прихода Криса Коппинга Procol Harum превратился в этакий The Paramounts 2.0. Может быть, альбом именно поэтому называется ''Home'', т.е. "Домой".
Как это уже случалось, кризис вывел группу на следующий уровень, открыв для Procol Harum новую дверь. С уходом Мэтью Фишера группа приобретает иной, но ни чуть не менее убедительный, звук. Стало очевидно, что с потерей Фишера основой звучания Procol Harum будет гитара Робина Трауэра, поскольку Крис Коппинг, хотя и был неплохим органистом, с Фишером сравнится не мог. Трауэр же, зарекомендовал себя как талантливый, разносторонний и изобретательный гитарист, тонко чувствующий музыку группы, и мистические флюиды, исходящие от Гэри Брукера. Так что, на ближайшие два года группа повернула в сторону гитарного саунда.
Для записи четвёртого альбома группы, ''Home'', была выбрана лондонская студия Trident, где осенью 1969 года под руководством бывшего органиста Мэтью Фишера были проведены первые сессии. Однако, что-то пошло не так, и Гэри Брукер & Компания обратились к самому Джорджу Мартину, продюсеру The Beatles, что бы он, хотя бы, порекомендовал им подходящего продюсера. Мартин предложил им одного из своих сотрудников, который участвовал в записи "White Album" The Beatles в 1968 году, Криса Томаса. В результате, альбом был записан в знаменитой студии EMI на Abbey Road, в феврале 1970 года.
Музыкально это был самый "роковый" альбом Procol Harum, с мощными гитарными партиями. А концептуально он оказался самым мрачным, пропитанным темой злого рока, фатума и отчаяния. Поэзия Кита Рида здесь является воплощением ночных кошмаров, а большая часть песен посвящена теме смерти. Мистическая составляющая альбома ощущается и без анализа текста, она в самой музыке, интонациях Гэри Брукера, аранжировках и общем звуковом настрое.
Как только альбом был завершен, было решено, что обложка будет пародией на британскую настольную игру Snakes and Ladders с участием членов группы. Вышедший в июне 1970 года, ''Home'' занял 34-е место в США и 49-е-в Великобритании, а в датском топ-10 достиг 6-го места.
Гэри Брукер - фортепиано, вокал.
Робин Трауэр - гитара.
Крис Коппинг - орган, бас.
Би Джей Уилсон - барабаны
Кит Рид - тексты песен.
A&M Records – SP 4261
Послушать пластиночку можно здесь: https://t.me/Prog_rock_rarities/266
1. "Whisky Train" - ударная гитарная волна от Робина Трауэра. С "Поезда виски" пытается соскочить лирический герой песни, вероятно, хронический алкоголик. Продюсер Крис Томас вспоминал: когда группа репетировала эту песню, музыканты вспоминали какого-то своего работника, в американском туре, который всё время бухал. Он, вероятно, и послужил прототипом. Музыку написал Робин Трауэр.
2. The Dead Man's Dream" - Кит Рид сильно сожалел потом, что показал Гэри стихи, на которые тот написал эту песню, настолько чудовищным оказался результат. На Кита Рида произвёл сильное впечатление "Полуночный ковбой", фильм Джона Шлезингера 1969 года, о том, как в Нью-Йорк приезжает молодой, полный сил провинциал, и как город буквально пожирает его изнутри. В песне он описал бредовые видения умирающего человека, который, в конце концов, приходит в себя в морге... Ничего более мрачного представить себе просто невозможно. Музыка в песне соответствующая, чистая готика, с торжественными аккордами фортепиано и "церковным" органом.
3. "Still There'll Be More" - как утверждает один источник, в этой песне Роберт Трауэр блеснул своей "фишкой", а именно, фирменным вибрато, фундаментальной основой своей гитарной техники. Этот приём Трауэр начал осваивать ещё в Paramounts, под влиянием Би Би Кинга и Отиса Раша. С тех пор он решил использовать гитару в качестве аналога человеческого голоса, посчитав, что "вибрато", это наилучший способ раскрыть "душу" инструмента. Вибрато он сочетает с подтяжкой струн, а для их наилучшего прижатия использует только первые два пальца левой руки. Трауэр говорит, что в этом и состоит секрет уникального саунда его вибрато. Гэри Брукер поёт тут о страшных карах, которые он обрушит на голову своего воображаемого врага.
4. "Nothing That I Didn't Know" - меланхоличная баллада об умершей девушке, с органным проигрышем Криса Коппинга, фортепиано и, что встречается впервые, аккордеоном от Гэри Брукера.
5. "About To Die" - авторский номер Трауэра, настоящий бенефис хард-роковой гитары, с мощными аккордами - риффами, пронизывающими всю песню. Роберт не отвлекается даже на короткое соло, предоставив это роялю Брукера, который колотит по клавишам с небывалой до этого силой. Гитара тут пропущена через кабинет Лесли (который обычно используют с органом Хаммонда), что придаёт звуку характерный, "сверлящий" характер. Поётся в песне, кто бы мог подумать, об "идущих на смерть".
6. "Barnyard Story" - в конце первого дня, когда "Whisky Train" был записан, и все разошлись по домам, Гэри Брукер сел за рояль, и записан песню про "Историю скотного двора". На следующий день осталось только наложить немного бас-гитары и органа, - вспоминал Крис Томас.
7. "Piggy Pig Pig" - один из самых ярких примеров нереализованного "хитового" потенциала группы. Гитара Робина Трауэра здесь акцентирует трагизм резкими аккордами, оттеняет вокал Брукера, бросает короткие, выразительные соло, и, в конце концов, полностью берёт власть в свои руки.
8. "Whaling Stories" - "Китобойная песня", композиция, наполненная небывалыми для Procol Harum музыкальными событиями. Группа снова создала настоящий эпос, как это было в сюите "In Held Twas In I" из альбома "Shine On Brightly" 1968 года, только, на этот раз, композиционно более цельно и объёмно. Кит Рид говорил в одном из интервью, что он предложил Гэри Брукеру организовать музыку таким образом, что бы каждый из куплетов звучал по-разному. Позже Брукер скажет, что эта композиция - его вклад в прог-рог. И, действительно, все атрибуты этого направления здесь присутствуют: свободные вокальные фантазийные распевы, развёрнутые инструментальные партии, довольно сложная структура композиции, словно для нас разыгрывается целый музыкальный спектакль.
9. "Your Own Choice" - "Выбор за тобой". Что-то вроде финального просветления после мрака, нагоняемого на протяжении всего альбома. Группа здесь звучит легко и непринуждённо. На губной гармошке играет Ларри Адлер, один из классиков этого инструмента.
Альбом ''Home'' довольно сильно отличается от того, что Procol Harum играл до этого. Фактически, мы слышим восставшую из небытия группу The Paramounts, с традиционным для неё тяжёлым ритм-н-блюзовым саундом. Кит Рид тут тоже превзошёл себя, нагнав просто запредельного мрака. Из-за этих особенностей у фанатов Procol Harum к этому опусу полярное отношение: кто-то альбом обожает, а кто-то терпеть не может. Мне же, у Procol Harum классического периода, до 1977 года включительно, нравится абсолютно всё.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Procol Harum вы можете прочитать у меня здесь:
''Exotic Birds & Fruit'', 1974