Найти тему
Музыкальный экспресс

Разбитые баррикады. Procol Harum - ''Broken Barricades'', 1971

С уходом Дэвида Найтса, и, главное, органиста Мэтью Фишера, который, в значительной степени, определял общий саунд, произошло изменение ролей в группе. Главным, конечно, оставался Гэри Брукер, которого за глаза (а может, и в глаза) звали Командор. Он оставался основным композитором, исполнял, в большинстве случаев, ведущий вокал, и играл на рояле. А вот с гитарой, басом и вторыми клавишными возникли некоторые проблемы. Когда на концертах Крис Коппинг садился за орган, на бас-гитаре, иногда, играл Робин Трауэр.

Надо сказать, что за свою карьеру в Procol Harum Робин Трауэр вполне сформировался как выдающийся рок-музыкант, имеющий свой собственный, оригинальный подход к гитарному звуку. После выхода альбома ''Home'', в значительной степени построенном в гитарном, хард-роковом ключе, ему хотелось и дальше оставаться на первых ролях. Это ни могло не повлиять на общую музыкальную концепцию группы, которую разрабатывали Гэри Брукер с Китом Ридом. Что, скорее всего, вылилось в затяжной творческий конфликт. В результате, очередной альбом Procol Harum стал для Трауэра, одновременно, и бенефисом, и "лебединой песней".

В ''Broken Barricades'' Робин выложился, что называется, по-полной. Никогда ранее мы не слышали у Procol Harum так много хард-роковой гитары. Кроме того, Трауэр автор трёх композиций в альбоме, в двух из которых он ещё и спел! Через некоторое время после записи ''Broken Barricades'' Робин Трауэр покинул группу, чтобы заняться сольным творчеством.

Работа над пятым альбомом Procol Harum началась феврале 1971 года, на лондонской студии AIR битловского продюсера Джорджа Мартина, очень хорошо, по тем временам, оснащённой. Закончили работу над альбомом в марте, а свет пластинка увидела 11 июня всё того же, 1971 года, на лейбле Chrysalis.

На этот раз, Брукер & Компания решили отказаться, от грандиозных, "эпичных" вещей, сделав упор на сравнительно короткие песни. В результате, альбом получился более динамичным. Чтобы ещё больше добавить драйва, пришлось почти отказаться от органа, который так украшал первые альбомы группы. Крис Коппинг, вероятно, полностью сосредоточился на партии бас-гитары, что бы соответствовать агрессивному стилю Робин Трауэра.

Ударник Би Джей Уилсон на этом альбоме тоже очень и очень неплох, его игра вполне соответствует общему хард-роковому саунду альбома, как мне кажется. Говорят, что в своё время Джимми Пейдж активно зазывал его в будущий Led Zeppelin, настолько хорошо Би Джей мог играть тяжёлый блюз-рок... Однако, из-за доминирующей, агрессивной гитары Трауэра, в альбоме очень мало той волшебной, таинственной, и почти мистической атмосферы, за которую мы так любим ранний Procol Harum.

Гэри Брукер - фортепиано, вокал (кроме "Song for a Dreamer" и "Poor Mohammed"), Минимуг, оркестровые аранжировки.

Робин Трауэр - гитара, ведущий вокал на "Song for a Dreamer" и "Poor Mohammed".

Крис Коппинг - бас-гитара, орган Хаммонда.

Би Джей Уилсон - барабаны.

Кит Рид - тексты песен.

1. "Simple Sister" - как говорил автор композиции, Гэри Брукер, песня изначально писалась для Трауэра, что бы дать ему возможность показать себя во всей красе. И действительно, мощной хард-роковой гитары в композиции очень много. Но мне кажется, главная изюминка песни принадлежит всё-таки самому Брукеру: в развёрнутом фортепианном буги, в середине композиции, я насчитал пять (!) наложений. Это производит чрезвычайно сильное впечатление. В конце песни нас ждёт эпичнейшая оркестровая кода, причём, оркестром дирижирует сам Джордж Мартин.

2. "Broken Barricades" - здесь мы впервые у PH слышим синтезатор Минимуг, на котором играет Крис Коппинг. Слегка вальсирующая, воздушная композиция, с блестящими импровизациями на ударных Би Джей Уилсона, довольно типична для творчества группы. Не хватает только "барочного" органа Мэтью Фишера.

3. "Memorial Drive" - первая сольная работа Робина Трауэра, бодрый гитарный буги-рок, разбавленный хонки-тонки пианино, на котором Брукер изображает игру пианиста из салуна на Диком Западе.

4. "Luskus Delph" - а здесь на Минимуге, настроенном продюсером Крисом Томасом, играет сам Брукер! Это типичная для PH баллада, со струнным оркестром и "баховскими" интонациями. Кит Рид, на этот раз, решил поупражняться в любовной лирике, что, для него, в общем-то, не характерно.

5. "Power Failure" - здесь, опять же, впервые, мы можем услышать соло на ударных инструментах Би Джей Уилсона! Когда вырубается свет на сцене , положение спасает ударник. Но песня, конечно, не об этом...

6. "Song For A Dreamer" - эту песню Робин Трауэр посвятил Джимми Хендриксу, который умер при подозрительных обстоятельствах 18 сентября 1970 года, в возрасте 27 лет. И, таки да: это чистая психоделия, построенная на "таинственных" гитарных звуках. Хотя позднее Трауэр утверждал, что вовсе не считает себя последователем Хендрикса, здесь он если не копирует мэтра, то старается максимально ему соответствовать.

7. "Playmate Of The Mouth" - ритм-н-блюзовый номер, в духе "южного" американского рока, где Гэри Брукер играет своё любимое пиано-буги. Забавная такая деталь: Брукер вспоминал, что когда во время записи песни появилась идея включить в композицию партию духовых инструментов, они, не долго думая, пригласили тромбониста из ближайшего паба. Между прочем, эта песня предвосхитит альбом 1975 года, "Procol's Ninth", который целиком построен на подобном звуке.

8. "Poor Mohammed" - ещё один тяжёлый ритм-н-блюз от Робина Трауэра, с солирующей слайд-гитарой. Трауэр, соответственно, и поёт. Я бы назвал эту песню "Прощание с The Paramounts". Фактически, это прощание Брукера с Трауэром, который напоминал ему о молодости, и славных денёчках, проведённых в "Парамаунтах".

Альбом ''Broken Barricades'' - это ещё одна веха в творчестве Procol Harum. Звук группы радикально менялся от альбома к альбому, и такого сочного хард-рока, как здесь, мы больше у этой группы никогда не услышим. Может быть, оно и к лучшему...

-3

В комментариях к этому посту уважаемый Александр Лукьянов написал, что: "Вступление к Simple Sister до степени смешения напоминает хит Chicago "25 or 6 to 4"1970 года."

Вот эта композиция:

Мне кажется, совпадает только ритмический рисунок, но аккорды использованы другие. Или, может быть, я ошибаюсь, и Брукер с Трауэром просто "утащили" вступление у Роберта Ламма, который записал "25 or 6 to 4" в 1969 году?

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать автора, кликните рекламный банер справа или снизу от основного текста. Заранее спасибо!

Навигация по блогу

Ещё о группе Procol Harum вы можете прочитать у меня здесь:

''Procol Harum'',1967

''Shine On Brightly'', 1968

''A Salty Dog'', 1969

''Home'', 1970

''Grand Hotel'', 1973

''Exotic Birds & Fruit'', 1974

''Procol's Ninth'', 1975

''Something Magic'', 1977