1,9K подписчиков

Что-то волшебное. Procol Harum - ''Something Magic'', 1977

461 прочитал
Больше года группа занималась концертной деятельностью.

Больше года группа занималась концертной деятельностью. Как-то раз, казавшаяся шуточной пикировка между гитаристом Миком Грэбхамом и басистом Аланом Картрайтом, переросла в настоящий конфликт, в итоге Алан покинул состав. Его место занял клавишник Крис Коппинг, а на клавишные был приглашён новый участник — Питер Сóлли, который добавил к привычному для Procol Harum электрооргану синтезаторы. Хотя на ''Something Magic'' нет характерного клавишного взаимодействия Procol Harum, которое состоит из смеси органа Хаммонда и фортепиано, синтезаторы Солли используются довольно скупо и не слишком сильно влияют на альбом в целом.

В то время многие английские рок-группы начали записываться за рубежом в обход английских налогов. Procol Harum предпочла начать работу над очередным, десятым альбомом в жаркой американской Флориде, в студии Criteria, где создавали свои хиты Bee Gees и Eagles. В студии группу встретил продюсерский тандем братьев Альбертов, которые прежде продюсировали альбомы Crosby, Stills & Nash и Curved Air. Вот только понимания музыки Procol Harum у Альбертов не было. Услышав новые песни группы и предложение помочь в их продюсировании, один из братьев процедил сквозь зубы: "Можно покрыть шоколадной глазурью собачье дерьмо, но что будет, если раскусить эту конфетку!".

Предполагалось, что на этом сотрудничеству придёт конец, но менеджер Procol Harum уже всё организовал и оплатил студийное время. Так что группе пришлось воспользоваться "продюсерской глазурью" братьев Альбертов. Из множества песен с трудом отобрали пять, и даже их Альберты записывать скорее мешали, чем помогали.

Пяти песен для целой пластинки было мало. Музыканты решили завершить композицию, над которой работали последние три года - "The Worm & The Tree" (Червь и дерево), который вылился в двадцатиминутный эпик и занял всю вторую сторону пластинки, как было почти десять лет назад на альбоме "Shine On Brightly". Лёгшая в основу композиции поэма Кита Рида рассказывала притчу о том, как величественное дерево было изуродовано прожорливым червём-древоточцем, так что ствол пришлось срубить и сжечь вместе с застрявшим там паразитом, но из оставшихся корней выросло новое дерево, в котором уже не было червя.

"В центре шторма рождается нечто волшебное" - определённо эти слова из заглавной песни "Something Magic" вдохновили старого приятеля Procol Harum, художника Брюса Мика, на создание загадочной обложки, где нечто волшебное рождается в головах у музыкантов Procol Harum, созерцающих таинственную мистерию на борту пустого корабля. Оркестровую аранжировку для песни выполнил Майк Льюис, обратиться к которому группе посоветовали братья Альберты. Возможно, это был единственный их дельный совет.

Больше года группа занималась концертной деятельностью.-2

Альбом вышел на лейбле Chrysalis в Англии 25 февраля 1977 года (CHR 1130). В США он почему-то выходил совместно с Warner Bros. Records, но с тем же кодом - (CHR 1130).

Гэри Брукер - вокал, фортепиано, оркестровые аранжировки (5).

Мик Грабхэм - гитара.

Питер Солли - орган Фарфиза, синтезатор Yamaha (предположительно).

Крис Коппинг - бас-гиара, оркестровые аранжировки (2).

Би Джей Уилсон - барабаны, перкуссия.

Кит Рид - тексты песен.

Procol Harum в 1977-м. Снимок со внутреннего конверта "Something Magic". Слева направо: Би Джей Уилсон (барабаны), Питер Солли (клавишные), Мик Грабхэм (гитара), Гэри Брукер (вокал, фортепиано), Крис Коппинг (бас-гитара). Фотография оцветнена. На обратной стороне внутреннего конверта рядом с текстами песен расположилась маленькая фотография Кита Рида
Procol Harum в 1977-м. Снимок со внутреннего конверта "Something Magic". Слева направо: Би Джей Уилсон (барабаны), Питер Солли (клавишные), Мик Грабхэм (гитара), Гэри Брукер (вокал, фортепиано), Крис Коппинг (бас-гитара). Фотография оцветнена. На обратной стороне внутреннего конверта рядом с текстами песен расположилась маленькая фотография Кита Рида

1. "Something Magic" - на мой взгляд, лучшая песня на альбоме, и одна из лучших за всё время существования группы. Шикарный, мелодичный симфо-рок высочайшей пробы, с текстом Кита Рида, вернувшегося в его естественную область "темного часа души, когда кошмары берут свое", и музыкой, демонстрирующей величие, которым славится группа.

2. "Skating On Thin Ice" - песня с мелодией, которая напоминает тему музыкальной шкатулки. Хор и оркестр прекрасно сочетаются с голосом Брукера и фортепиано, когда он поет стихи Рида, вдохновленные картами, как аллегорией жизни. Загадочный, "потусторонний" вальс на палубе брошенного командой корабля.

3. "Wizard Man" - этакая лёгкая почти кантри-песенка. Есть не на всех изданиях альбома. Например, её нет на великолепном немецком выпуске 1977 года Chrysalis – 6307 593. Может, оно и к лучшему.

4. "The Mark Of The Claw" - почти хард-роковый номер, с развёрнутым соло на синтезаторе от Питера Солли и хорошей гитарной работой Мика Грабхэма, придумавшего отличный рифф. Сюжет песни - практически триллер, что подкрепляется воем сирен, таинственным скрипом двери и женским криком где-то далеко на заднем плане...

5. "Strangers In Space" - легкий "космический" блюз раскрывает группу в ее наиболее творческом и рефлексивном состоянии на этом позднем этапе.

6. "The Worm And The Tree" - этакая аллегорическая "басня" в трёх частях, в которой рассматривались "жизнь", "смерть" и "возрождение". Текст Кита Рида был прочитан Гэри Брукером вместо того, чтобы быть спетым, о чем сам Брукер позже пожалеет. Вероятно, такой подход мешал восприятию композиции и приводил к плохим отзывам. Сопровождающая музыка в основном является фоном к сюжетной линии, и в результате звучит как своеобразный "саундтрек" к сказке. Есть версия, что эпик заканчивали в спешке, так что Гэри Брукер попросту не успел придумать вокальную мелодию и продекламировал поэму Рида текстом. Кто-то увидел в этом отсылку к рок-адаптации симфонической сказки Прокофьева "Петя и волк", в записи которой в 1975-м участвовал Брукер.

- Part one: Introduction / Menace / Occupation

- Part two: Enervation / Expectency / Battle

- Part three: Regeneration / Epilogue

Между тем, группа начала терять участников. Сразу после издания "Something Magic" об уходе из Procol Harum объявил Крис Коппинг. Для тура в поддержку альбома в состав был приглашён работавший прежде с Элтоном Джоном бас-гитарист Ди Мюррей. Тур не принёс успеха, по его окончании Procol покинул гитарист Мик Грэбхам. Ему нашли было замену в лице знакомого Мика - Тима Ренвика, но перемен оказалось слишком много, и лидер группы Гэри Брукер принял решение прекратить выступления. Это был не конец, но "возрождения поверженного дерева" пришлось ждать много лет.

Морской волк заплыл в Бермудский треугольник, да там и сгинул. Почти на 15 лет. ''Something Magic'' - красивый и изысканный альбом, с длинной загадочной композицией на одну сторону пластинки, как в лучшие времена. Решиться выпустить такое в 77-м году - это смелость, граничащая с отчаяньем.

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать автора, кликните рекламный банер справа или снизу от основного текста. Заранее спасибо!

Навигация по блогу

Ещё о группе Procol Harum вы можете прочитать у меня здесь:

''Procol Harum'',1967

''Shine On Brightly'', 1968

''A Salty Dog'', 1969

''Home'', 1970

''Broken Barricades'', 1971

''Grand Hotel'', 1973

''Exotic Birds & Fruit'', 1974

''Procol's Ninth'', 1975