Найти в Дзене
Музыкальный экспресс

Сияй ярко. Procol Harum - ''Shine On Brightly'', 1968

"Для вас (чьи глаза были широко открыты Пока мои отказывались видеть) Я очень нуждаюсь в спасении благодати Будь добр, развесели меня Я потерян среди моря пшеницы Где люди говорят, но редко встречаются И горе и смех, странный, но верный Хотя они умирают, но редко плачут " /"Quite Rightly So"/ Осенью 1968 года, всего через год после ошеломляющего успеха "A Whiter Shade of Pale", Procol Harum совершили смелый шаг в неизведанное с альбомом "Shine On Brightly". Эта работа, один из самых ранних и, возможно, лучших образцов зарождающегося прогрессив-рока, родилась в творческих муках и менеджерских конфликтах. Продюсер Денни Корделл, едва начав запись, попытался переманить отличного барабанщика Би Джей Уилсона к Джо Кокеру. Возмущенные музыканты разорвали с ним отношения, и альбом завершали уже без него – при поддержке молодого ассистента Тони Висконти (будущего архитектора звука Дэвида Боуи) и инженера Глина Джонса, чьи руки буквально "собрали" монументальную сюиту "In Held Twas in" из ра

"Для вас (чьи глаза были широко открыты

Пока мои отказывались видеть)

Я очень нуждаюсь в спасении благодати

Будь добр, развесели меня

Я потерян среди моря пшеницы

Где люди говорят, но редко встречаются

И горе и смех, странный, но верный

Хотя они умирают, но редко плачут "

/"Quite Rightly So"/

Осенью 1968 года, всего через год после ошеломляющего успеха "A Whiter Shade of Pale", Procol Harum совершили смелый шаг в неизведанное с альбомом "Shine On Brightly". Эта работа, один из самых ранних и, возможно, лучших образцов зарождающегося прогрессив-рока, родилась в творческих муках и менеджерских конфликтах. Продюсер Денни Корделл, едва начав запись, попытался переманить отличного барабанщика Би Джей Уилсона к Джо Кокеру. Возмущенные музыканты разорвали с ним отношения, и альбом завершали уже без него – при поддержке молодого ассистента Тони Висконти (будущего архитектора звука Дэвида Боуи) и инженера Глина Джонса, чьи руки буквально "собрали" монументальную сюиту "In Held Twas in" из разрозненных фрагментов.

Музыкальная ткань альбома невероятно богата. Пластинка открывается "Quite Rightly So" - песней-исповедью Кита Рида о разрыве с возлюбленной, где орган Мэтью Фишера и гимноподобный вокал Гэри Брукера создают атмосферу церковного причастия. Заглавный трек "Shine On Brightly" погружает в пучину безумия ("Мой оцепеневший мозг сияет ярко и совершенно безумно"), излучая психоделические вибрации, хотя сами музыканты избегали наркотических экспериментов. Особняком стоит "Skip Softly (My Moonbeams)" – причудливый калейдоскоп из барочных клавиш, гитарных воплей Робина Троуэра и неожиданной цитаты из "Танца с саблями" Хачатуряна в финале (на концертах её иногда заменяли мотивами Вагнера). А в "Wish Me Well" ощущается дыхание соул, где Троуэр делит вокал с Брукером, а за хлопками и тамбурином стоят заглянувшие на сессию музыканты Traffic.

Но истинный прорыв – вторая сторона альбома, отданная почти целиком революционной 17-минутной сюите "In Held 'Twas in I". Эта одна из первых в истории рока масштабных композиций предвосхитила будущие опусы Genesis или Yes. Описать её словами почти невозможно: здесь будет и сюрреалистичный диалог странника (Брукер) и Далай-ламы (Рид) со странной фразой "Жизнь - это бобовый стебель, не так ли?", и карнавал абсурда "'Twas Teatime at the Circus", и оперный вокал Фишера на фоне органа, напоминающего шторм ("In the Autumn of My Madness"), и медитативный гитарный прорыв "Look to Your Soul", и торжественный хорал "Grand Finale".

Парадоксальна и история участников, создавших эту сложную музыку. Лишь единицы из плеяды фантастических музыкантов прогрессив-рока 70-х имели консерваторское образование. Гэри Брукер, чей талант пианиста и вокалиста неуклонно рос, после школы поступил в Муниципальный колледж Саутенда, где изучал зоологию и ботанику! Правда, Брукер вырос в музыкальной семье - его отец профессионально играл на слайд-гитаре. Органист Мэтью Фишер год отучился в Гильдхоллской школе, но в группу его взяли во многом потому, что он был счастливым обладателем органа Hammond M102 с кабинетом Лесли, который купил на деньги бабушки. Он шутил, что владеть тогда таким инструментом - все равно что "иметь лицензию на печать денег". Остальные участники, судя по всему, тоже были самоучками. Их ритм-энд-блюзовые корни (Брукер и Троуэр начинали в The Paramounts) здесь переплавились в симфоничность. Фишер вплетал в ткани песен Баха и Гайдна, а Брукер и Троуэр достигали телепатического единства в импровизациях. Даже менеджерский хаос с уходом Корделла обернулся преимуществом, освободив пространство для смелого эксперимента.

Орган Hammond
Орган Hammond

Визуально альбом тоже поражал контрастами. Британская обложка (художник Джордж Андервуд, будущий соратник Дэвида Боуи) изображала рояль, чья открытая крыша превращалась в дорогу, усеянную золотыми буддами. Американский же вариант шокировал: ядовито-зеленая фотография обнаженного женского манекена, стоящего за пианино в пустыне. Группа узнала об этом постфактум, и Рид позже признавался: "Мы не имели к этому отношения, и это было странно".

Коммерческая судьба "Shine On Brightly" стала "американским чудом": в Британии альбом проигнорировали (ни строчки в чартах!), зато в США он взлетел на 24-е место Billboard 200, а в Канаде – на 26-е. Критики тогда разделились (Rolling Stone пенял на "отсутствие роста"), но время расставило всё по местам. Сегодня альбом считается вехой прогрессивного рока, "смелым расширением границ жанра" (Брюс Эдер), и фанаты десятилетиями называют его лучшей работой Procol Harum. Он звучит так же свежо и вдохновенно, как и полвека назад.

"Shine On Brightly" – альбом-парадокс. Записанный в тени гениального сингла, он обрел бессмертие именно потому, что группа не пыталась повторить успех. Вместо этого Procol Harum, словно странник из тибетской притчи, отправились в горнее странствие и нашли там совершенно новый, сложный и вдохновляющий язык музыки, соединивший великолепный вокал, классические клавишные пассажи, высший класс гитары и непонятные, но завораживающие слова в единое, новаторское целое.

Пластинка вышла в 1968 году, в Англии на Regal Zonophone (Regal Zonophone – SLRZ 1004), в США и Канаде на A&M Records (A&M Records – SP 4151).

-3

Послушать и скачать пластиночку (Regal Zonophone – SLRZ 1004), Flac 24/96, можно на моём канале в Telegram: https://t.me/Prog_rock_rarities/1331

Prog-rock rarities

1. "Quite Rightly So" - классический орган и фортепиано встречают блюзовою электрогитару, песня увенчана сюрреалистической лирикой и душевным вокалом, подкреплена яркими барабанами и бас-гитарой. Этакий своеобразный госпел в трактовке Брукера - Рида. Очень атмосферная песня, развивающая идеи, заложенные в первом альбоме группы от 1967 года, который так и называется: "Procol Harum".

2. "Shine On Brightly" - в композиции явно прослеживается влияние классической музыки (с ее изобретательностью модуляции, переходом к другим клавишам в пределах одного аккорда); в звучании органа, безусловно чувствуется влияние европейской церковной музыки. У меланхоличного вокала Брукера есть тот жалующийся блюзовый звук, который работает удивительно хорошо, и создаёт неповторимое, немного "потустороннее" настроение.

3. "Skip Softly (My Moonbeams)" - первые 70 секунд композиции звучат очень похоже на любую другую поп-рок песню, потом она переворачивается с ног на голову и настроение меняется полностью. Гитара, бас, орган рояль и барабаны создают тревожно - мрачную атмосферу, с фантастическим гитарным соло в конце, а завершается это всё... танцем с саблями Хачатуряна!

4. "Wish Me Well" - "фирменный" блюз от Procol Harum.

5. "Rambling On" - ещё одна композиция, продолжающая линию первого альбома. Это фантастическая, сюрреалистическая история о человеке, пытающемся летать.

6. "Magdalene (My Regal Zonophone)" - открывающая сторону "B" песня посвящена британскому звукозаписывающему лейблу, образовавшемуся в 1931/1932 годах, на котором выходили альбомы Procol Harum, и служит интермедией между первой стороной пластинки, состоящей из отдельных песен, и сюитой на второй стороне.

7. "In Held 'Twas in I" - в этой 17 - минутной композиции в пяти частях будет всё: монолог далай-ламы, немного кабаре, немного цирка, немного хард-рока и ещё всего понемногу. Описать словами это совершенно невозможно, можно только слушать и наслаждаться.

На мой взгляд, пластинка ''Shine On Brightly'' от Procol Harum, одна из первых в жанре прог-рока, подняла планку столь высоко, что дала сильнейший толчок развитию этого музыкального направления.

Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:

2202 2017 5668 2940

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С

Заранее спасибо!

Навигация по блогу

Ещё о группе Procol Harum вы можете прочитать у меня здесь:

''Procol Harum'',1967

''A Salty Dog'', 1969

''Home'', 1970

''Broken Barricades'', 1971

''Grand Hotel'', 1973

''Exotic Birds & Fruit'', 1974

''Procol's Ninth'', 1975

''Something Magic'', 1977

Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.

Prog-rock rarities