"Для вас (чьи глаза были широко открыты
Пока мои отказывались видеть)
Я очень нуждаюсь в спасении благодати
Будь добр, развесели меня
Я потерян среди моря пшеницы
Где люди говорят, но редко встречаются
И горе и смех, странный, но верный
Хотя они умирают, но редко плачут "
/"Quite Rightly So"/
Осенью 1968 года, всего через год после ошеломляющего успеха "A Whiter Shade of Pale", Procol Harum совершили смелый шаг в неизведанное с альбомом "Shine On Brightly". Эта работа, один из самых ранних и, возможно, лучших образцов зарождающегося прогрессив-рока, родилась в творческих муках и менеджерских конфликтах. Продюсер Денни Корделл, едва начав запись, попытался переманить отличного барабанщика Би Джей Уилсона к Джо Кокеру. Возмущенные музыканты разорвали с ним отношения, и альбом завершали уже без него – при поддержке молодого ассистента Тони Висконти (будущего архитектора звука Дэвида Боуи) и инженера Глина Джонса, чьи руки буквально "собрали" монументальную сюиту "In Held Twas in" из разрозненных фрагментов.
Музыкальная ткань альбома невероятно богата. Пластинка открывается "Quite Rightly So" - песней-исповедью Кита Рида о разрыве с возлюбленной, где орган Мэтью Фишера и гимноподобный вокал Гэри Брукера создают атмосферу церковного причастия. Заглавный трек "Shine On Brightly" погружает в пучину безумия ("Мой оцепеневший мозг сияет ярко и совершенно безумно"), излучая психоделические вибрации, хотя сами музыканты избегали наркотических экспериментов. Особняком стоит "Skip Softly (My Moonbeams)" – причудливый калейдоскоп из барочных клавиш, гитарных воплей Робина Троуэра и неожиданной цитаты из "Танца с саблями" Хачатуряна в финале (на концертах её иногда заменяли мотивами Вагнера). А в "Wish Me Well" ощущается дыхание соул, где Троуэр делит вокал с Брукером, а за хлопками и тамбурином стоят заглянувшие на сессию музыканты Traffic.
Но истинный прорыв – вторая сторона альбома, отданная почти целиком революционной 17-минутной сюите "In Held 'Twas in I". Эта одна из первых в истории рока масштабных композиций предвосхитила будущие опусы Genesis или Yes. Описать её словами почти невозможно: здесь будет и сюрреалистичный диалог странника (Брукер) и Далай-ламы (Рид) со странной фразой "Жизнь - это бобовый стебель, не так ли?", и карнавал абсурда "'Twas Teatime at the Circus", и оперный вокал Фишера на фоне органа, напоминающего шторм ("In the Autumn of My Madness"), и медитативный гитарный прорыв "Look to Your Soul", и торжественный хорал "Grand Finale".
Парадоксальна и история участников, создавших эту сложную музыку. Лишь единицы из плеяды фантастических музыкантов прогрессив-рока 70-х имели консерваторское образование. Гэри Брукер, чей талант пианиста и вокалиста неуклонно рос, после школы поступил в Муниципальный колледж Саутенда, где изучал зоологию и ботанику! Правда, Брукер вырос в музыкальной семье - его отец профессионально играл на слайд-гитаре. Органист Мэтью Фишер год отучился в Гильдхоллской школе, но в группу его взяли во многом потому, что он был счастливым обладателем органа Hammond M102 с кабинетом Лесли, который купил на деньги бабушки. Он шутил, что владеть тогда таким инструментом - все равно что "иметь лицензию на печать денег". Остальные участники, судя по всему, тоже были самоучками. Их ритм-энд-блюзовые корни (Брукер и Троуэр начинали в The Paramounts) здесь переплавились в симфоничность. Фишер вплетал в ткани песен Баха и Гайдна, а Брукер и Троуэр достигали телепатического единства в импровизациях. Даже менеджерский хаос с уходом Корделла обернулся преимуществом, освободив пространство для смелого эксперимента.
Визуально альбом тоже поражал контрастами. Британская обложка (художник Джордж Андервуд, будущий соратник Дэвида Боуи) изображала рояль, чья открытая крыша превращалась в дорогу, усеянную золотыми буддами. Американский же вариант шокировал: ядовито-зеленая фотография обнаженного женского манекена, стоящего за пианино в пустыне. Группа узнала об этом постфактум, и Рид позже признавался: "Мы не имели к этому отношения, и это было странно".
Коммерческая судьба "Shine On Brightly" стала "американским чудом": в Британии альбом проигнорировали (ни строчки в чартах!), зато в США он взлетел на 24-е место Billboard 200, а в Канаде – на 26-е. Критики тогда разделились (Rolling Stone пенял на "отсутствие роста"), но время расставило всё по местам. Сегодня альбом считается вехой прогрессивного рока, "смелым расширением границ жанра" (Брюс Эдер), и фанаты десятилетиями называют его лучшей работой Procol Harum. Он звучит так же свежо и вдохновенно, как и полвека назад.
"Shine On Brightly" – альбом-парадокс. Записанный в тени гениального сингла, он обрел бессмертие именно потому, что группа не пыталась повторить успех. Вместо этого Procol Harum, словно странник из тибетской притчи, отправились в горнее странствие и нашли там совершенно новый, сложный и вдохновляющий язык музыки, соединивший великолепный вокал, классические клавишные пассажи, высший класс гитары и непонятные, но завораживающие слова в единое, новаторское целое.
Пластинка вышла в 1968 году, в Англии на Regal Zonophone (Regal Zonophone – SLRZ 1004), в США и Канаде на A&M Records (A&M Records – SP 4151).
Послушать и скачать пластиночку (Regal Zonophone – SLRZ 1004), Flac 24/96, можно на моём канале в Telegram: https://t.me/Prog_rock_rarities/1331
1. "Quite Rightly So" - классический орган и фортепиано встречают блюзовою электрогитару, песня увенчана сюрреалистической лирикой и душевным вокалом, подкреплена яркими барабанами и бас-гитарой. Этакий своеобразный госпел в трактовке Брукера - Рида. Очень атмосферная песня, развивающая идеи, заложенные в первом альбоме группы от 1967 года, который так и называется: "Procol Harum".
2. "Shine On Brightly" - в композиции явно прослеживается влияние классической музыки (с ее изобретательностью модуляции, переходом к другим клавишам в пределах одного аккорда); в звучании органа, безусловно чувствуется влияние европейской церковной музыки. У меланхоличного вокала Брукера есть тот жалующийся блюзовый звук, который работает удивительно хорошо, и создаёт неповторимое, немного "потустороннее" настроение.
3. "Skip Softly (My Moonbeams)" - первые 70 секунд композиции звучат очень похоже на любую другую поп-рок песню, потом она переворачивается с ног на голову и настроение меняется полностью. Гитара, бас, орган рояль и барабаны создают тревожно - мрачную атмосферу, с фантастическим гитарным соло в конце, а завершается это всё... танцем с саблями Хачатуряна!
4. "Wish Me Well" - "фирменный" блюз от Procol Harum.
5. "Rambling On" - ещё одна композиция, продолжающая линию первого альбома. Это фантастическая, сюрреалистическая история о человеке, пытающемся летать.
6. "Magdalene (My Regal Zonophone)" - открывающая сторону "B" песня посвящена британскому звукозаписывающему лейблу, образовавшемуся в 1931/1932 годах, на котором выходили альбомы Procol Harum, и служит интермедией между первой стороной пластинки, состоящей из отдельных песен, и сюитой на второй стороне.
7. "In Held 'Twas in I" - в этой 17 - минутной композиции в пяти частях будет всё: монолог далай-ламы, немного кабаре, немного цирка, немного хард-рока и ещё всего понемногу. Описать словами это совершенно невозможно, можно только слушать и наслаждаться.
На мой взгляд, пластинка ''Shine On Brightly'' от Procol Harum, одна из первых в жанре прог-рока, подняла планку столь высоко, что дала сильнейший толчок развитию этого музыкального направления.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Procol Harum вы можете прочитать у меня здесь:
''Exotic Birds & Fruit'', 1974
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.