.На самом деле восьмой студийный альбом Procol Harum (название учитывает концертный альбом "Live In Edmonton", 1972), ''Procol's Ninth'' был записан при новых для группы обстоятельствах. На этот раз Procol Harum отказалась от услуг Air Studios Джорджа Мартина и продюсера Криса Томаса. Гэри Брукер & Компания решили вернутся к строгому, "корневому" блюзовому саунду, в духе The Paramounts, в противовес несколько "помпезному" звуку предыдущих альбомов. Для этого они обратились к старым американским рок-продюсерам/композиторам Джерри Лейберу и Майку Столлеру. Звукозаписывающая компания не препятствовала группе связаться с ними и привлечь к работе над альбомом, благо те как раз находились в это время в Лондоне.
Поэт Джером (Джерри) Лейбер (25 апреля 1933 – 22 августа 2011) и композитор Майкл Столлер (родился 13 марта 1933), жившие и работавшие в США, были партнерами по написанию песен и продюсированию пластинок. Помимо прочего, Лейбер и Столлер писали хиты для Элвиса Пресли, в том числе "Love Me" (1956), "Jailhouse Rock"(1957), "Loving You", "Don't", и "King Creole". В качестве своеобразной дани за продюсирование альбома Procol Harum, Лейбер и Столлер настояли на том, что бы в нём присутствовала песня их авторства - "I Keep Forgetting", впервые спетая Чаком Джексоном в 1962 году.
Конечно, Лейбер и Столлер высоко оценили музыку Гэри Брукера, но, всё-таки, это были люди другого поколения, и мыслили они несколько иначе. Тем не менее, общий язык удалось найти, отчасти пожертвовав самобытностью Procol Harum. Группа оказалась помещена в несколько не свойственные ей рамки.
Альбом ''Procol's Ninth'' получился нарочито "американским", с преобладанием ритм-н-блюза, но при этом достаточно разнообразным. Благодаря присутствию духовых инструментов, атмосфера некоторых песен явно напоминает блюзы Нового Орлеана, а в открывавшей диск "Pandora's Box" звучат маримба (деревянный ударный музыкальный инструмент, вроде ксилофона), меллотрон, струнный синтезатор и флейта.
''Procol's Ninth'' был выпущен в продажу лейблом Chrysalis в сентябре 1975 года. Любопытно, что в том же году он был напечатан, в оригинальном оформлении, польской фирмой Muza (SX 1378), и продавался, в частности, в СССР.
Это стало возможно после польских гастролей Procol Harum. На обороте пластинки, выпущенной Muza, есть небольшой текст, где, в частности, написано:
"Многие из нас посетили отличный концерт группы - слушали, затаив дыхание, великолепные фортепианные соло Гэри Брукера, характерный голос, легкие, мелодичные песни в стиле кантри и вестерн, завораживающую пародию на вальс Штрауса и типичные рок-н-ролльные номера.
К сожалению, билетов не хватило, чтобы удовлетворить спрос, и поэтому мы надеемся, что те, кто слушает эту пластинку, испытают такие же чувства, как и те, кто был на концерте."
Гэри Брукер - вокал, фортепиано.
Мик Грэбхэм - гитара.
Крис Коппинг - орган.
Алан Картрайт - бас-гитара.
Би Джей Уилсон - барабаны.
Кит Рид - тексты песни.
1. "Pandora's Box" - песня была придумана ещё в 1967 году, но Брукер держал её, так сказать, про запас. Вероятно, за прошедшие десять лет она полностью "созрела", потому, что в результате получился мощнейший хит, на все времена. Что касается текста Рида, то в нём нет ни слова про Пандору, и её злополучный ящик, из которого по миру разбежались беды и напасти.
2. "Fool's Gold" - строгая структура композиции, по очереди солирующие инструменты - всё выстроено в соответствии с представлением о прекрасном новых продюсеров, Лейбера и Столлера.
3. "Taking the Time" - ритм-н-блюз в новоорлеанском стиле, местами этакий диксиленд с "квакающими" трубами.
4. "The Unquiet Zone" - фанковый номер, с духовыми инструментами и виртуозными ударными Би Джей Уилсона. Идея этой песни появилась у Кита Рида, когда он посмотрел документальный фильм о Первой Мировой Войне.
5. "The Final Thrust" - музыка отдалённо напоминает сиртаки (греческий танец), с цитатой из полонеза Шопена от Гэри Брукера в середине композиции.
6. "I Keep Forgetting" (Jerry Leiber, Mike Stoller) - песня Лейбера и Столлера, хит 1962 года.
7. "Without a Doubt" - песня на стихи Кита Рида о "первой строке", с которой начинается любое произведение.
8. "The Piper's Tune" - дудочник (или волынщик), это тот, кто зовёт вас в последний путь. Так что, если услышали его заунывную музыку, проверьте: успели ли вы написать завещание? Немного "готики" от Кита Рида, который, вероятно, успел соскучится по подобным песням.
9. "Typewriter Torment" - Гэри Брукер озвучивает жалобы Кита Рида на доставшую его пишущую машинку, от которой он находится в болезненной зависимости.
10. "Eight Days a Week" (John Lennon, Paul McCartney) - невесть как попавшая сюда песня The Beatles из далёкого 1964 года. Что двигало Лейбером и Столлером, поместившим этот кавер в конце альбома, одному Богу известно...
Procol Harum - группа-хамелеон. Ни один её альбом не похож на остальные. Все их объединяет только голос Гэри Брукера и его виртуозные фортепианные пассажи. С этой точки зрения альбом ''Procol's Ninth'' не лучше и не хуже предыдущих - он просто другой.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Procol Harum вы можете прочитать у меня здесь:
''Exotic Birds & Fruit'', 1974
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.