Вероятно, все замечали, что взрослые разговаривают с младенцами и маленькими детьми не так, как друг с другом. В России особый язык, на котором взрослые общаются с маленькими детьми, лингвисты называют «языком нянь».
В английском это явление имеет несколько названий: baby talk, motherese, child directed speech, child interactive speech. Названия менялись по мере того, как ученые обнаруживали новые подтверждения тому, что младенец не пассивен в процессе изучения языка: он активно влияет своим поведением на речь мамы, обращенную к нему. В 70-е гг. прошлого века появилось огромное количество исследований motherese — особого языка, который используют мамы. Сейчас чаще используется термин child interactive speech (интерактивная детская речь), так как выяснилось, что взрослый и ребенок действуют как партнеры во время диалога.
Исследователи заметили, что речь мамы и других взрослых, обращенная к ребенку, значительно видоизменяется на протяжении первых лет жизни малыша. Высказывания, обращенные к младенцам, обычно значительно длиннее и сложнее, чем высказывания, обращенные к годовалым детям. В первом случае взрослый не ожидает того, что ребенок поймет, о чем речь. Действительно, в первые месяцы жизни дети больше реагируют на интонации, чем на содержание речи взрослых. А в разговоре с ребенком в возрасте около года взрослый упрощает свою речь, подстраиваясь по уровень языковых возможностей ребенка, чтобы ребенок понял смысл высказываний. Маленькие дети не проявляют внимания к речи взрослого, если она намного сложнее, чем их собственная речь. Впрочем, лингвисты обнаружили, что мы подстраиваемся под языковые возможности собеседника не только общаясь с ребенком. То же самое происходит, когда мы говорим с иностранцем: мы пытаемся говорить проще, больше жестикулируем и еще почему-то начинаем говорить громче. Эти же стратегии мы используем, общаясь с любым «лингвистически наивным» собеседником: людьми со сниженным интеллектом, с кошками и собаками. Для «языка нянь» характерны короткие, но грамматические правильные предложения с большим количеством повторов.
Уникальность этого языка заключается в том, что мама может придумывать какие-то свои слова, общаясь с ребенком. Современное представление о роли взрослого в обучении ребенка языку выглядит так. Взрослый подстраивается под возрастающие языковые возможности ребенка, предлагая ему различные образцы социально приемлемых способов использования языка. Ребенок делает обобщения на основе этих образцов, самостоятельно конструируя язык.