Последние дни только и разговоров о 50-летнем юбилее знаменитой "копейки". И это повод поговорить вот о чем: полвека назад автозавод в Тольятти начинал с технологий FIAT, а теперь его будущее связывается с Renault - история повторяется?
Взяли Fiat - и сделали "жигули"
Это уже неоднократно обсуждалось, а в день юбилея всем напомнили еще раз, что ВАЗ-2101 не был 100-процентной копией Fiat 124. После всесторонних испытаний в конструкцию итальянской модели было внесено около 800 изменений, чтобы адаптировать иномарку к сложным условиям эксплуатации в СССР. Усиление кузова и подвески, отказ от задних дисковых тормозов в пользу барабанных, но при этом установка более прогрессивного двигателя вместо консервативного нижневального, изначально стоявшего на прародителе, а также ряд других "правок" обеспечили дистанцирование ВАЗ-2101 от Fiat 124.
Также не является секретом, что история появления "жигулей" - это не просто выпуск модернизированной иномарки, что позволило дать покупателям массовый автомобиль с современными характеристиками и потребительскими качествами (справедливости ради отметим, в 1970-х и "москвичи" моделей 408 и 412 были вполне на уровне иномарок-одноклассников). Это в первую очередь строительство целого завода и освоение новых для советской промышленности технологий, а вместе с "жигулями" страна получила современные масла, шины, был сделан большой шаг вперед в вопросе сервисного обслуживания (да-да, как бы спорно это сейчас не звучало!).
Получив мощный технологический толчок, далее завод действовал самостоятельно. Лучший пример умелого использования приобретенных технологий и их дальнейшего развития - появление "Нивы" на узлах "классических" моделей. Правда, затем сила использования инженерной мысли применительно к "жигулям" как-то угасла: "пятерка", "шестерка" и "семерка" не так уж сильно отличались от предшественников. Хоть какое-то разнообразие обеспечивали двигатели, отличающиеся по объему, мощности, а порой и по конструкции.
Да, в отдельных случаях завод обращался к услугам зарубежных компаний (самая известная история - привлечение инженеров Porsche при доводке переднеприводного семейства, хотя были и другие примеры сотрудничества). Но, кстати, ту же "Самару" заводчане сделали сами, а затем последовательно вывели из нее десятое семейство (а из него "Приору"), "Калину" (которую затем превратили в "Гранту"). То, что к концу ХХ века завод так сильно отстал от времени и столько лет клепал устаревшие модели, а новые создавал на прежних агрегатах, вовсе не вина конструкторского отдела. Компетенции у заводчан были, не хватало ресурсов или желания "верхов" в корне менять ситуацию.
Принципиально отличающуюся от всех прежних моделей "Весту" АвтоВАЗ ни с чего не скопировал. Так что это тоже собственная разработка, пусть и с активным привлечением зарубежных компаний и специалистов, но в эпоху глобализации иначе и невозможно. И кстати, впервые с 1980-х АвтоВАЗ построил массовую модель на новой платформе. Которая, похоже, рискует стать последней самостоятельной "тележкой" завода.
Никогда такого не было, и вот опять…
Ирония судьбы: вместо итальянцев партнерами СССР полвека назад могли стать французы - и "жигули" бы представляли собой различные вариации на тему Renault 16. Спустя 40 лет гештальт был закрыт: в 2009-м, уже "породнившись" с Renault, АвтоВАЗ купил лицензию на производство модели RF90, а в 2012 году модельный ряд Lada пополнил универсал Largus. По сути - тот же Renault Logan MCV, но адаптированный под российские условия.
В частности, были внедрены усиленные рычаги передней подвески (как у грузопассажирских версий), установлены грязевые щитки тормозных механизмов, улучшена антигравийная и антикоррозийная обработка нижней части кузова и т.д. При этом уже со старта автомобиль имел высокую степень локализации (более 300 наименований деталей местного производства).
А ведь со временем взамен "родных" Largus получил двигатели ВАЗ. Сначала провели рокировку 8-клапанных движков, затем 16-клапанных. Но на этом развитие модели, пусть даже такое неоднозначное, вообще прекратилось. Сколько бы ни говорили про рестайлинг, но до сих пор нет модернизированной версии, хотя автомобиль присутствует на рынке 8 лет (и это если не учитывать "стаж" прародителя).
Даже если АвтоВАЗ порадует рестайлингом "Ларгуса", что это принципиально изменит? Дизайн в Х-стиле, который давно примерила даже Granta? Неужели история повторится и мы получим "продление" адаптированной иномарки на десятки лет? Помните, как "четверка" заменила "двойку"? Неужели вот так будет?
В составе альянса
На самом деле, несмотря на некоторые аналогии, новый виток исторической спирали имеет ряд существенных отличий. Во-первых, времена все-таки другие, даже с учетом последних не очень хороших тенденций. Во-вторых, АвтоВАЗ нынче в составе альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, и это как дает свои бонусы, так и предполагает определенные ограничения.
Так, доступ к зарубежным современным технологиям на сей раз вовсе не разовый. Благодаря этому, например, Vesta наконец-то получила долгожданную автоматическую трансмиссию - вариатор Jatco, да еще в связке с "ниссановским" мотором. Была бы необходимость, а точнее, обоснованность и экономическая целесообразность, могла бы получить и дизельный двигатель 1.5 dCi, и полноприводную трансмиссию - эти агрегаты у альянса есть.
Вспомним, что в Тольятти помимо контрактной сборки моделей Renault налажено моторное производство "реношных" агрегатов: 16-клапанник Renault K4M выпускают с 2013 года, более современный H4M/Nissan HR16DE - с 2015-го. Давно освоили и механическую коробку Renault JH3. То есть актуальные двигатели и коробки иностранной разработки при необходимости можно не импортировать, а локализовать.
И "творчество" остается. Взять хотя бы Lada XRAY, которая является практически аналогом Sandero Stepway, созданным на той же платформе В0. Тут уже не просто адаптация или бедж-инжиниринг: оставшись в рамках технических ограничений существующей "тележки", инженеры смогли сделать оригинальную модель, которая в чем-то даже интереснее прародителя, особенно если говорить про версию Cross, имеющую больше оригинальных решений.
Но, судя по всему, в будущем только так конструкторскому отделу и удастся работать - создавая свое оригинальное, но используя имеющиеся технические решения. Ведь уже известно, что будущие поколения Granta и Niva будут построены на платформе Global Access, применяемой разными подразделениями альянса.
С одной стороны, это и неплохо, ведь использование уже имеющихся технологий позволит экономить и время, и ресурсы на разработке - и в конечном счете быстрее выпускать новые модели. Но если в случае с "Грантой" это, в общем-то, благо, то вот для "Нивы" применение такой платформы наверняка означает отказ от постоянного полного привода и понижающей передачи и разжалование из внедорожников в кроссоверы.
И как бы не повторилась история, что весь модельный ряд Lada - это, по сути, разные версии одной и той же конструкции, с не очень существенными различия и непринципиальными обновлениями, выпускаемые на протяжении долгих лет. Было уже, проходили!
Прошлое и настоящее - в базе объявлений Автобизнеса. Больше 34,8 тысячи предложений по новым и подержанным машинам!