Найти тему
Дарья Нестерова

Симптомы СДВГ

Оглавление

«…это невозможно, мне каждый день звонят из школы по поводу поведения ребенка. Я уже не знаю, что с ним делать. Он ничего не хочет делать, уроки это просто пытка: сидим до поздней ночи, не может сосредоточиться, постоянно отвлекается: то покушать, то попить, зевает, как будто устал, хотя только сели делать уроки, невнимательный, думает одно, говорит другое…»

Продолжаем знакомиться с Синдромом Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ).

В прошлый раз мы знакомились с понятием, а сегодня разберем, как проявляется СДВГ, как понять, что у ребенка проявления СДВГ, которые требуют коррекции.

Прочитать, что такое СДВГ у детей можно в статье СДВГ у детей. Что это такое?

В самом названии синдрома четко обозначены 3 критерия расстройства:

Невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

Рассмотрим обозначенные критерии, так сказать «под лупой». Разберемся, какие примерные сценарии отклоняющегося от нормы поведения включает в себя СДВГ.

Невнимательность

- Неспособность сосредоточиться и увидеть детали, упускает важное (при работе с аппликацией, собирании пазлов, составных игрушек и т.д.), невнимателен, при письме может букву написать в другую сторону;

- плохо удерживает внимание в игре (поиграл в одну игру, тут же переключается на другую, не завершив первую) и при выполнении уроков, учебных заданий;

- не слушает, что ему говорят, как будто пролетает мимо ушей;

- плохо способен следовать инструкциям, особенно, которые содержат определенный порядок действий (умойся, почисть зубы, заправь постель). Это особенно проявляется в повседневных делах.

- нарушена организация деятельности: нет последовательности в действиях, не может организовать рабочее пространство и подготовить необходимые инструменты, например, при выполнении уроков;

- теряет вещи, особенно, которые необходимы ему в его деятельности: при выполнении уроков теряются, падают карандаши, ручки, линейки. Не может чего-то найти, нет терпения при поиске. По верхам оглядел, не нашел;

- забывчив в повседневных делах (собирался сходить в душ, как мама сказала, в итоге не сходил, отвлекся и забыл);

Если 6 из перечисленных пунктов проявляется у ребенка непрерывно в течение не менее 6 месяцев, то это говорит о расстройстве СДВГ.

Гиперактивность

- беспокойная поза: постоянно ерзает, меняет позы, запрокидывается, руки, ноги куда-то летят, в постоянном движении;

- покидает место, когда требуется сидеть;

- бегает и карабкается там, где это неуместно: на стол с ногами и т.д.

- неадекватно шумен или не умеет тихо играть;

- на двигательную активность не влияют социальные условия: ребенок ведет себя везде одинаково гиперактивно, в гостях у бабушки, в садике, пошел в банк с мамой или папой, в составе группы – он везде проявляет гиперактивное поведение. Если, например, у бабушки в гостях он на люстре висит, а в садике примерный ребенок. То поведение у бабушки - не является проявлением гиперактивности. Это один из значимых показателей в диагностике гиперактивности.

Если 3 и более из перечисленных пунктов проявляется у ребенка непрерывно в течение не менее 6 месяцев, то это говорит о гиперактивности, как об отклоняющемся поведении от нормы.

Импульсивность – ребенок плохо контролирует свои импульсы

- отвечает до того, как вопрос полностью озвучен, торопится ответить, не обдумав;

- не умеет ждать. В очереди в супермаркете не стоит на месте, куда-то бежит, купи мне это, а давай возьмем то…

- вмешивается в разговоры других. Например, вмешивается в разговоры мамы с другими взрослыми, без серьезных оснований и не спрашивая разрешения.

- болтлив, выдает неуместные сообщения, и не реагирует на социальные ограничения. Такое поведение проявляется одинаково в любой ситуации, в любом месте: в банке, у бабушки, в театре, в садике.

Если 1 и более из перечисленных пунктов проявляется у ребенка непрерывно в течение не менее 6 месяцев, то это говорит о гиперактивности и дефиците внимания, как об отклоняющемся поведении от нормы.

При этом важно понимать, что у ребенка страдающего СДВГ, подобные расстройства поведения постоянны и проявляются в любой ситуации непрерывно не менее 6 месяцев. Т.е. если ребенок невнимателен, гиперактивен, постоянно отвлекается дома с мамой или бабушкой, а в садике все хорошо, то это какие-то другие окружающие раздражители, факторы на ребенка так влияют, это не проявления СДВГ.

Если ребенок буквально «стоит на голове», очень активничает, несется, невнимателен при выполнении каких-то заданий во время летних каникул, а с приходом учебного времени успокаивается, стабилизируется, то так же подобное кратковременное явление (3 месяца летних каникул, а не 6 месяцев подряд) не является проявлением СДВГ.

При этом СДВГ очень мешает во всех сферах жизни ребёнка. Это важный момент.

Например, у бабушки скачет давление от активности ребенка. При этом другие сферы жизни ребенка не страдают, он слышит обращенную к нему речь, может вести себя в соответствии с ситуацией, может в нужное время собраться в кучу и выполнить требуемые действия, то это лишь «неудобный ребенок» для бабушки в данном случае, речь о СДВГ не идет.

А если невнимательность, рассеянность, гиперактивность, импульсивность мешают развитию познавательной сферы ребенка, мешают усваивать школьную программу, налаживать отношения со сверстниками т.д. то этому следует уделить пристальное внимание, т.к. это может быть проявлением СДВГ.

Вишенка на торте нас ждет в следующей статье: мы поговорим о том, что является причинами развития СДВГ и как помочь ребенку с СДВГ.

Не пропустите!