Найти тему
АвтоДвиж

Репортаж изнутри: из чего собирают болиды КАМАЗ-мастер

Вы замечали, что практически каждое упоминание спортивных КАМАЗов команды КАМАЗ-мастер сопровождается дебатами на тему «Наш – не наш»? Занимает команда первое место или нет, проходит всю трассу целиком или сходит из-за поломки – жаркие споры между фанатами команды и любителями найти импортную подноготную в отечественных автомобилях вспыхивают от малейшей искры. Так может, стоит просто взглянуть на то место, где создается летающая техника «Синей армады»?

На самом деле, для того чтобы боевые КАМАЗы могли эффектно парить над землей и вздымать облака песка и пыли, у команды КАМАЗ-мастер существует полноценное производство. Причем имеется в виду не пара сварочных аппаратов, ацетиленовая горелка и пневмогайковерт (они, кстати, тоже есть), которые позволяют собрать воедино то, что привезли на прицепе с завода КАМАЗ, а ПРОИЗВОДСТВО с конструкторским бюро, станочным парком и высококлассными специалистами разных профессий.

Сборочный цех КАМАЗ-мастер выглядит не хуже демонстрационных залов автосалонов
Сборочный цех КАМАЗ-мастер выглядит не хуже демонстрационных залов автосалонов

Команда КАМАЗ-мастер гоняет в различных ралли три десятка лет. За это время путем проб и ошибок было определено: «хочешь, чтобы было сделано хорошо – сделай сам». Кроме того, из-за постоянно меняющегося регламента того же DAKAR при всем желании не получится просто применять типовые решения. И искать детали для оптимальной конфигурации по времени и трудозатратам получается банально сложнее, чем изготовить их самостоятельно. В результате из года в год количество элементов в конструкции спортивных КАМАЗов, которые команда изготавливает самостоятельно, увеличивается. Даже отечественных серийных деталей в машине не так уж и много, а уж импортных и подавно.

Перейдем к главному козырю сторонников того, что спортивный КАМАЗ – иностранный продукт. Это, конечно же, двигатель. Он же импортный?! Да, импортный. Относительно. Дело в том, что на спортивном грузовике мотор (если по-хорошему) рассчитан на одну гонку. После чего его следует либо заменить, либо полностью перебрать, чтобы в следующий раз не было никаких проблем. Полагаем, не стоит напоминать, каким составом выступает КАМАЗ-мастер на гонках, и если на каждую машину по нескольку раз в год покупать новые моторы, то никакого, даже самого огромного бюджета, не хватит. Так что в Набережных Челнах обходятся своими силами. Даже стенд специальный соорудили для исследований двигателей. Можно ли с таким подходом говорить, что мотор на 100% импортный – решайте сами…

В принципе, можно было бы сосредоточится и монотонно перечислить все элементы, которые КАМАЗ-мастер делает самостоятельно, затем те, которые подвергаются серьезной доработке, потом те, которые требуют лишь «подгонки», и постепенно добраться до серийной продукции с конвейера. Но это очень долго и скучно. Просто посмотрите еще раз на фотографии. На многих из них задний фон представлен различными станками, которые вряд ли кто-то стал бы закупать, если бы просто собирал «лего» из комплектующих.

А еще спортивные КАМАЗы можно считать «фениксами», потому как ни один серийный грузовик не проходит столько раз циклы «сборки-разборки». Спортивный болид проживает несколько жизней, попадая после серьезной гонки на полную переборку, когда от полноценного автомобиля остается лишь шасси с каркасом надстройки. Да и шасси в свою очередь полностью «перетряхивается». Так что в реальности к каждому соревнованию КАМАЗ-мастер готовит новую «Синюю армаду», пусть и в старом обличье.

А теперь еще одно разочарование. Утверждение, что в спортивных КАМАЗах от обычных машин только кабина, также неверно! На самом деле и она здесь создается самостоятельно. Да, какие-то элементы серийных кабин, разумеется, используются. Но по сути это другая конструкция, спроектированная с учетом нюансов спортивных задач.

Так что неважно, являетесь ли вы приверженцем теории «в спортивном КАМАЗе нет ничего отечественного», или наоборот – «ура-патриот», факт остается фактом. Если руководитель команды КАМАЗ-мастер Владимир Чагин говорит: «Мы сделали новую машину», то это значит одно – они ее СОЗДАЛИ, и никак иначе…

Владимир Чагин на фоне капотного КАМАЗ-43269, который никак не хотят пропускать на DAKAR
Владимир Чагин на фоне капотного КАМАЗ-43269, который никак не хотят пропускать на DAKAR