В Советском Союзе всегда существовала видимая диспропорция в объемах производства грузового транспорта, обусловленная плановой экономикой: среднетоннажных грузовиков выпускали в несколько раз больше, чем малотоннажных. Дефицит последних активно покрывался за счет импорта польских автомобилей Nysa и Zuk, имевших одинаковые агрегаты. Их выпускали заводы FSD в городе Ныса и FSC в городе Люблин.
Интересно, что «Нысы» приходили к нам в основном в виде пассажирских микроавтобусов, реже – в виде грузопассажирских машин, а чисто грузовые фургоны с изотермическими кузовами были наиболее редкой модификацией.
Напротив, «Жуки» ввозились в СССР преимущественно в виде грузовых фургонов модели А-06. Более редко встречалась пикапы А-13М и грузовички с открытой бортовой платформой А-11М.
В коммунальном городском хозяйстве самое широкое применение в 1980-е годы нашли двухтонные грузовики Multicar 25, импортируемые из ГДР. Они выпускались во множестве модификаций и могли комплектоваться сменным навесным оборудованием, но чаще всего встречались у нас с самосвальной платформой и с кузовом-фургоном.
В Советском Союзе никогда не делали цельнометаллических фургонов, рассчитанных на две тонны груза. Потребность в подобном транспорте полностью покрывалась за счет поставок чехословацких фургонов Avia серий А20 и A21 с кузовами неизменно синего цвета.
Наряду с «двухтонками», завод Avia отправлял в Советский Союз и «трехтонки» серий A30 и А31. Чаще всего это были короткобазные шасси с установленными на них высокими изотермическими кузовами-фургонами и длиннобазные шасси с бортовой платформой и тентом.
Аналогичные по грузоподъемности фургоны с изотермическими и промтоварными кузовами в 1980-е годы довольно массово поставлялись к нам и из ГДР, с фабрики Robur-Werke в Циттау.
А из другого города ГДР – Людвигсфельде – в Советский Союз массово поступали 5-тонные грузовики IFA W50L – одноклассники наших ЗИЛ-130, только с бескапотной кабиной и дизельным двигателем. Чаще всего они встречались в виде самосвала с трехсторонней разгрузкой и бортового грузовика.
Для магистральных грузоперевозок в составе автопоездов с полуприцепами СССР закупал в Чехословакии «седельники» автомобильного завода LIAZ из города Мнихово-Градиште. Сперва, в период 1958-1982 гг., это были тягачи Skoda 706 RTTN, немного напоминающие внешне наши МАЗ-504. Затем им на смену пришли новые магистральные тягачи LIAZ серии 100, поставлявшиеся к нам вплоть до момента развала Союза.
Конечно, наш обзор не мог обойтись без автомобилей Tatra, которые поступали в СССР еще с конца 1940-х годов: неизменно полноприводных и почти всегда трехосных (модификации «Татр» с другими колесными формулами у нас оставались практически неизвестными). В общей сложности в СССР импортировались пять семейств грузовиков Tatra: капотные 111, 138 и 148, а также бескапотные 813 и 815.
Наконец, можно упомянуть еще и полноприводные грузовики Praga V3S. Массовых поставок этих машин в нашу страну не осуществлялось, однако во многих областях можно было встретить по нескольку единиц таких «трехосок» в виде передвижных медицинских рентген-кабинетов.
Другие материалы на нашем канале:
* Внутризаводские тягачи: транспорт, который не встретить на дороге
* Необычные "скорые", которые делают в России
* Как в 1970-1971 гг. выглядели салоны советских автомобилей
* Это вам не "пазик"! 53Г1 - автобус для горноспасателей