Здравствуйте, уважаемый друг!
Предлагаю Вашему вниманию публикацию об автокране, который был распространён в советских организациях сельского строительства. Его историю создания, особенности конструкции и авторские наблюдения работы крана читайте ниже.
Как создавали автокран К-2,5-1Э?
В первое послевоенное десятилетие страна активно восстанавливала разрушенные здания, а так же строила огромное количество новых промышленных объектов и жилых домов в городах и сёлах. Одним из важных показателей снижения трудоёмкости строительства и облегчения работы строителей было наличие на стройке механизмов для разгрузки грузовых автомобилей и железнодорожных вагонов, а так же подъёма грузов в нужное место на строительной площадке.
В короткое время в стране было организовано несколько заводов, которые монтировали крановые установки на разные автомобильные шасси. Производство автокранов для села было организовано в 58-м году на машиностроительном заводе Ставрополя. Шасси ГАЗ-51 и его последующие модификации стали основными для кранов, которые называли лёгкими. Первоначально привод механизмов крана осуществлялся электромоторами от генератора, приводимого двигателем шасси.
Впоследствии, с ростом производства гидравлических моторов на шасси ГАЗ-51А был создан кран с гидравлическим приводом. Он имел большую производительность и зону действия за счёт применения стрелы телескопического типа. Применение шасси ГАЗ-63 способствовало повышению проходимости крана в условиях сельской стройплощадки. Многие объекты сельхозпроизводства, школы и дома на селе возводились с применением этих кранов.
Несмотря на наличие конструктивных особенностей кранов с разным приводом, модель их отличалась только последней буквой: «Э» — электропривод, «Г» – гидропривод.
Основные особенности конструкции кранов на шасси ГАЗ-51.
Вы, конечно, знаете, что автомобильный кран это сложный механизм, который, кроме передвижения от одного объекта к другому, должен иметь не менее трёх рабочих движений. Подъём груза обеспечивается отдельным механизмом под названием лебёдка. Второй механизм с аналогичным названием обеспечивает подъём стрелы. Для установки груза на нужное место кроме подъёма стрелы, требуется обеспечить её поворот.
Учитывая вышесказанное особенности кранов на шасси ГАЗ-51 стали:
- Шасси ГАЗ-51 для крановой установки снабжалось 70-ти сильным мотором и специально подготавливалось, в зависимости от привода.
- Автокран был полноповоротного типа, что обеспечивало вращение стрелы на 360 градусов.
- Три движения кранового крюка могли выполняться одновременно.
- Краны могли комплектоваться грейферными захватами.
- В состав крановой установки входили четыре опоры откидного типа, снабжённые гидроцилиндрами или винтовыми механизмами. Опоры обеспечивали устойчивость крана и разгружали задний мост от возникающих при работе крана нагрузок.
- Кран с буквой «Э» в индексе имел в приводах механизмов электрические двигатели, которые получали энергию от генератора модели СГТ 15/6, приводимого от двигателя шасси. Крановая установка снабжалась кабиной, расположенной на поворотной платформе и снабжённой рычагами управление работой всех механизмов. Стрела сваривалась из деталей, изготовленных из листового проката. Некоторые краны комплектовались вставкой стрелы, способствующей поднятию груза на высоту 9 м.
- Буква «Г» в индексе крана говорила о гидравлическом приводе его механизмов. Давление масла в гидравлической системе создавалось двумя насосами, которые приводились от мотора шасси через КОМ, установленной на КПП. Управление краном осуществлялось из кабины водителя автомобиля. Стрела была телескопического типа. Её вылет изменялся гидроцилиндром и полиспастом, обеспечивающим двукратное ускорение. Подъём стрелы осуществлялся гидроцилиндром.
Как эксплуатировали кран К-2,5-1Г?
Как уже говорилось выше, краны на шасси ГАЗ-51, были широко востребованы на селе. Автору, будучи школьником начальных классов, пришлось быть свидетелем строительства школы в селе при помощи гидрофицированного крана на шасси ГАЗ-51А. Школа должна была быть двухэтажной, но кран был применён на разгрузке и установке на место сплошных фундаментных блоков.
Разгрузка производилась с полуприцепа, буксируемого ЗИЛ-130В. В полуприцеп устанавливали шесть блоков по три в группе. Водитель ЗИЛа торопился и предложил брать по три блока сразу. Крановщик возмутился, что это будет перегруз, однако команда прораба прервала спор. На крюк крана повесили два «паука» — четырёхветьевой строп. Стропальщик захватил три блока и спрыгнул с полуприцепа.
Мотор крана взревел, приподнял три блока, выдержал и начал поворачивать стрелу, Кто-то из строителей заорал, что течёт масло. Крановщик мгновенно сориентировался, остановил поворот стрелы и опустил груз на полуприцеп. Как выяснилось впоследствии, в одном из гибких рукавов образовалась течь. Крановщик был человек запасливый, поменял рукав из имеющегося НЗ. Поднимать по три блока отказался на отрез, пригрозив пожаловаться на прораба.
Разгрузка прошла успешно, но время было потеряно. К сожалению, в то время перегруз всех видов техники на селе было обычным явлением. В большинстве случаев, выход её из строя обуславливался условиями эксплуатации. Ваши замечания и наблюдения прошу написать в комментариях.
О кране на шасси ГАЗ-69 можно почитать здесь.
Понравилась публикация — нажимайте «палец вверх», комментируйте, подписывайтесь. Впереди много интересного!
Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.