Найти в Дзене
Жизнь под стук колес

ЭД1 — электропоезд на электровозной тяге!

Электровоз ВЛ80С-496 в составе электропоезда ЭД1-001,Хабаровский край, станция Вяземская, 2003 г., автор: Машинист пивного крана, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ80С-496 в составе электропоезда ЭД1-001,Хабаровский край, станция Вяземская, 2003 г., автор: Машинист пивного крана, сайт trainpix.org

ЭД1 (Электропоезд Демиховский, 1-й тип) — серия российских пригородных электропоездов переменного тока на электровозной тяге, разработанных и строившихся на ОАО «Демиховский машиностроительный завод» (ДМЗ). Электропоезд ЭД1 состоит из 10 прицепных промежуточных вагонов (Пп), спроектированных на базе прицепных вагонов электропоезда ЭД9Т, а по обоим концам состава в качестве головных расположены секции электровоза (Э) типа ВЛ80С.

Электровоз ВЛ80С-311 в составе электропоезда ЭД1-004, Хабаровский край, перегон пост Амур — Хабаровск-I, 2003 г., автор фото — Владимир Буракшаев, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ80С-311 в составе электропоезда ЭД1-004, Хабаровский край, перегон пост Амур — Хабаровск-I, 2003 г., автор фото — Владимир Буракшаев, сайт trainpix.org

Электропоезда с электровозной тягой практически не производились в России, но были довольно хорошо известны в Европе, где многие пригородные составы формируются из головного и нескольких промежуточных прицепных вагонов и одного серийного электровоза, используемого в том числе при вождении обычных прицепных составов. Также схожую схему компоновки имеют многие высокоскоростные поезда, например, немецкие ICE 1 и ICE 2, хотя тяговые электровозные единицы в их составе классифицируются как моторные вагоны, поскольку конструктивно унифицированы с вагонами и не эксплуатируются по отдельности от них.

Электропоезд серии ICE 2, Германия, Северный Рейн-Вестфалия, станция Дюссельдорф-Центральный, автор: alex26, сайт trainpix.org
Электропоезд серии ICE 2, Германия, Северный Рейн-Вестфалия, станция Дюссельдорф-Центральный, автор: alex26, сайт trainpix.org

Если в качестве моторных вагонов использовать секции серийных электровозов, то такой электропоезд можно ремонтировать в обычном локомотивном депо и появляется возможность отсрочить, либо вовсе избежать постройки отдельного моторвагонного депо. Например, в 1990-е годы на Южно-Уральской железной дороге (ЮУЖД) был выявлен недостаток электропоездов при избыточном количестве локомотивов серии ВЛ10. Для обеспечения дороги новыми составами для пригородного движения было решено сформировать электропоезда, используя имеющиеся прицепные промежуточные вагоны поездов серий ЭР1 и ЭР2, а также доработанные секции имеющихся в запасе электровозов ВЛ10, вцепляемых в состав вместо головных вагонов. В 1998 году таким образом был сформирован электропоезд постоянного тока «Урал-1».

Электропоезд "Урал-1" с локомотивной тягой ( ВЛ10-779 ), депо Златоуст, Челябинская обл., 2005 г., автор: Ламкин А., сайт parovoz.com
Электропоезд "Урал-1" с локомотивной тягой ( ВЛ10-779 ), депо Златоуст, Челябинская обл., 2005 г., автор: Ламкин А., сайт parovoz.com

Несколько позже, в порядке эксперимента, в 1999 году на ДМЗ были построены 10 прицепных вагонов для будущего электропоезда переменного тока; специальное электрооборудование для работы вагонов с электровозами поставил Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ). Также на НЭВЗ был отправлен грузовой электровоз ВЛ80С−496, которому требовались доработки для возможности работы с прицепными вагонами. В частности, это оборудование тормозами пассажирского типа, изменение электрических схем для возможности питания и управления цепями освещения, отопления и открывания дверей прицепных вагонов. Электропоезд, формируемый из двух секций ВЛ80С и прицепных вагонов унифицированных с электропоездами ДМЗ получил обозначение серии ЭД1.

Электровоз ВЛ80С-496  в составе электропоезда ЭД1-001, электровоз ВЛ80С-262 в составе электропоезда ЭД1-003, Хабаровский край, станция Хабаровск-I, 2003 г., автор фото — Владимир Буракшаев, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ80С-496 в составе электропоезда ЭД1-001, электровоз ВЛ80С-262 в составе электропоезда ЭД1-003, Хабаровский край, станция Хабаровск-I, 2003 г., автор фото — Владимир Буракшаев, сайт trainpix.org

В период с августа по декабрь 1999 года Демиховский завод выпустил три десятивагонных состава из прицепных промежуточных вагонов ЭД9Т для формирования поездов локомотивной тяги. Все три поезда при поставке с завода не имели электровозов и окончательно формировались уже в депо при поступлении на Горьковскую железную дорогу. В дальнейшем завод выпустил ещё три состава для ДВЖД.

Электровоз ВЛ80С-2381 в составе электропоезда ЭД1, Владимирская область, станция Муром-I, 2005 г., автор: Машинист пивного крана, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ80С-2381 в составе электропоезда ЭД1, Владимирская область, станция Муром-I, 2005 г., автор: Машинист пивного крана, сайт trainpix.org

Три поезда с вагонами ЭД9Т первоначально поступили в депо Горький-Московский Горьковской железной дороги (Нижний Новгород). Первый состав вскоре после этого был передан в эксплуатацию в депо Казань, где был сцеплен с электровозом и получил именное название «55 лет Победы», просуществовавшее короткое время, а в сентябре 2003 года вернулся в депо Горький-Московский. Третий состав остался в депо Горький-Московский и получил именное название «Нижегородец». Второй поезд был передан в депо Киров, где вместо секций ВЛ80С эксплуатировался с электровозом ЧС4Т и с тепловозом 2ТЭ10В как обычный поезд. Все три поезда эксплуатировались на пригородных маршрутах Горьковской железной дороги. К началу 2010-х годов эти поезда были расформированы. На ДВЖД электропоезда были расформированы к 2009 году. Электровозы вернули в грузовое движение, а прицепные вагоны (40 штук) отправили на базы запаса.

Электровоз ВЛ80С-1248 в составе электропоезда «55 лет победы», Татарстан, перегон Вахитово — Ометьево, 2000 г., автор: Bulat_16rus, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ80С-1248 в составе электропоезда «55 лет победы», Татарстан, перегон Вахитово — Ометьево, 2000 г., автор: Bulat_16rus, сайт trainpix.org

После создания состава ЭД1, в 2001 году на ДМЗ была предпринята попытка создать подобный поезд двухсистемного питания. Компоновать поезд было решено по схеме Э+10Пп+Э. Для этого были взяты секции локомотивов ВЛ10-315 и ВЛ80Т-1138, а также десять прицепных промежуточных вагонов, на этот раз от поезда повышенной комфортности ЭД4МК. Состав получил обозначение ЭД4ДК (буква «Д» указывает на двухсистемное питание, «К» — на повышенную комфортность) и номер 001.

Электропоезд ЭД4ДК-001 (секция электровоза ВЛ10-315), депо имени Ильича, Москва, 2002 г., автор: Щукин Д., сайт parovoz.com
Электропоезд ЭД4ДК-001 (секция электровоза ВЛ10-315), депо имени Ильича, Москва, 2002 г., автор: Щукин Д., сайт parovoz.com
Электропоезд ЭД4ДК-001 (секция электровозa ВЛ80Т-1138), депо имени Ильича, Москва, 2002 г., автор: Щукин Д., сайт parovoz.com
Электропоезд ЭД4ДК-001 (секция электровозa ВЛ80Т-1138), депо имени Ильича, Москва, 2002 г., автор: Щукин Д., сайт parovoz.com

Испытания ЭД4ДК показали отрицательный результат, состав был расформирован.

На этом всё, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, заходите на нашу страницу в Instagram! Благодарю за внимание!

Наверняка вам будут интересны наши статьи: