Сейчас кажется, что прокат автомобилей пришёл к нам с запада. Однако стоит вспомнить фильм "Невероятные приключения итальянцев в России" и возникает вопрос: Где героиня главная взяла автомобиль, на котором так эффектно скрылась со стоянки?
На самом деле, в СССР можно было арендовать большое количество техники — от фотоаппарата до холодильника. Вспомнить хоть "Простоквашино", где Матроскин взял на прокат корову.
Услуга аренды автомобиля называлась «Прокат автомобиля без шофера», и появилась она в 1956 г. в Москве. Изначально в "Московском автопарке №12" было доступно 80 автомобилей. Однако, из-за большого спроса уже в 1959 г. количество столичных прокатных автомобилей увеличилось до 300 штук. Позже этой услугой могли воспользоваться так же в Ленинграде и Свердловске, а через 3 года уже в 40 крупных городах появился такой же сервис.
Какие автомобили предлагались дня проката?
В Москве изначально были доступны автомобили «Победа», ГАЗ-21 и Москвич-407, позже почти все машины заменили на «Москвичи». В менее крупных городах так же имелся внедорожник «ГАЗ-69» для поездок по области. В свободную продажу этот автомобиль не поступал, так что арендные "козлики" пользовались большим спросом у рыбаков, охотников и туристов.
Прокат автомобиля ГАЗ-21 «Волга» был ограничен: для того, чтобы арендовать это представительский седан нужно было обзавестись безаварийной историей проката на «Победах» или «Москвичах».
Соответственно и тариф на неё был выше - 2 руб. 90 коп. в день в первые 10 суток и 1 руб. 40 коп. с 10-го по 20-й день пользования. Месячная аренда машины стоила 44 рубля. Дополнительно оплачивался так же каждый пройденный километр в размере 2,9 коп. Для сравнения - стоимость аренды «Москвича» была 1 руб. 20 коп. плюс 2,4 коп. за километр пробега. Средняя зарплата в то время была около 80–90 рублей, а услуги такси тогда стоили 10 коп. за километр пути.
Так почему же закрылся советский автопрокат?
Основной причиной был быстрый износ автопарка из-за низкой культуры вождения. Прокатные машины часто били машины или эксплуатировали в тяжелых условиях. Уже в конце 60-х у автохозяйств, следящих за техническим состояние автомобилей, расходы на эксплуатацию машин перестали компенсироваться прибылью от проката. В 70-х годах прокат был доступен только иностранцам и дипломатам.
Если понравилось, ставьте Лайк и подписывайтесь на канал - впереди нас ждёт много полезного и интересного.
Смотрите так же: