Ловили вы хоть раз себя на таком чувстве, когда встречаете давно знакомого человека после разлуки и недоумеваете: «Почему раньше с ним общался? Что могло связывать с ним?».
Или обратное: отношения не клеились, а позднее при случайной встрече вы посчитали общение с ним ценным.
Такое часто случается и с нашими знакомыми, друзьями, и даже с теми, кого мы любим или любили. Мы объясняем себе подобное тем, что они и мы изменились, у нас появились новые цели и приоритеты, интересы, которые совпадают или нет.
Возможно, это так, но здесь есть и причина с точки зрения нейрофизиологии — нашей дефолт-системы (ДСМ).
ДСМ хранит знания о других людях, а точнее «образы». Когда вас спрашивают о другом человеке, вы выдаете историю из набора фактов, так у вас складывается знание о нем, его образ.
Вместимость нашей ДСМ ограничена — 150-230 объектов (число Данбара), т. е. столько образов может храниться в голове. Люди, с которыми мы перестаем поддерживать отношения, уходят из ДСМ, происходит что-то вроде архивации их образов.
Условно на их смену приходит другой и занимает свое «место», освободившуюся «ячейку». Каждые пять лет наша ДСМ обновляется примерно наполовину. Поэтому на человека, которого мы когда-то знали, мы уже не можем смотреть таким же «глазами», как и раньше. Мозг сжал знания о нем до простого воспоминания и отправил в «архив». Люди, которые когда-то казались «сложными», при встрече для мозга оказываются «простыми».
И наоборот, людей, которых ранее мозг не смог «распаковать» должным образом, у ДСМ появилась мощность, и теперь для нас они стали самым настоящим открытием: «И почему мы раньше с тобой не общались?!».
Но и это еще не все. Образы других людей в нашей голове тоже бытуют не просто так.
Человек развивался в стае. Социальная обстановка, просчет своего и чужого поведения и его последствий играл огромное значение. От этого напрямую зависела жизнь, статус, количество еды, половых партнёров и вероятность здорового потомства.
Поэтому наше мышление по природе социально, и дефолт-система мозга (ДСМ) — это своего рода «база данных» о людях.
Образы, живущие в голове — это нейрофизиологические комплексы, «программы». Мозг пользуется ими же, когда мы встречаем новых людей. Это способы, умение думать о других. Поэтому образы других имеют материальную основу — место в голове.
Эти программы появились в нас по мере взросления. Чем сложнее и ярче отношения в подростковом возрасте, тем сложнее будут эти программы, с помощью которых мозг думает о новых людях.
В юности отношения начинают играть особенно важную роль: мы любим, восхищаемся, ненавидим, страдаем. И на самом деле, этот опыт очень важен для эффективного мышления.
Когда вы встречаете другого, ДСМ как бы вслепую подбирает программу, с помощью которой она будет разворачивать образ человека. Часто происходит, что в нашей голове просто отсутствует программа, способная «развернуть», узнать другого человека, поэтому он кажется каким-то странным, неподходящим.
Наше мышление социально, и чем больше связей мы имеем в разных сферах жизни: дружеские, деловые, партнерские, родственные и т. д., тем сложнее задачи мы способны решать. И наоборот. Чем эффективнее наше мышление, тем лучше наша коммуникация.
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления
и на нашем сайте.