Ни для кого не секрет , что в СССР очень популярным средством передвижения считались мотоциклы . По рассказам моих родителей , в каждом дворе стоял хотя бы один двухколёсный "железный конь" , вокруг которого всегда были люди , начиная с младшего и , заканчивая уже зрелым и/или пожилым возрастом . В это время , как известно , процветала инженерия ; многие увлекались машиностроением , электроникой , конструкцией различных механизмов - в общем всем тем , что современному поколению чуждо ( хоть мне и 21 , однако сам увлекаюсь инженерией , поскольку в моём детстве не было развлечений , способных перекрыть интерес к технике ) .
Практически каждый мог позволить себе купить в местном "Мотомире" средство передвижения , и бонусом получить крутость во дворе среди местных мальчишек и девчонок . В СССР было мало производителей мототехники , однако модельный ряд был вполне себе неплохим . Однако некоторые модели стали по-настоящему популярными , получив формально статус "символов советской эпохи"
«Вятка ВП-150»
Вятка ВП-150 — первый советский мотороллер производства Вятско-Полянского машиностроительного завода. Выпускался с 1957 по 1966 год. Является копией итальянского мотороллера «Веспа» 150GS 1955-го года.
До мотороллера завод производил пистолеты-пулеметы Шпагина. «Вятка» не смогла дотянуть до уровня популярности ППШ и старшей сестры Vespa. Но миллион проданных мотороллеров – тоже очень достойный результат.
Говорят, это был самый «дискотечный транспорт». Все потому, на нем на гулянку мужчины доезжали с чистыми не заляпанными штанами, а женщинам не приходилось носить в сумочках запасную «спецодежду».
«Урал М-62»
Советский тяжелый мотоцикл с коляской. Выпускался Ирбитским мотоциклетным заводом (ИМЗ «Урал») с 1961 по 1965 годы. Отличался:
- увеличенной мощностью двигателя – 28 «лошадей»;
- модернизированной коробкой передач – зубчатые муфты включения;
- увеличены ходы подвесок;
- измененной формой кожухов передней вилки.
За счет этого М-62 с 255-килограммовым грузом легко разгонялся до 95 км/ч, и «ел» в районе всего 6-ти литров на 100 км. Как и М-72, чаще всего встречался в виде милицейского транспорта. Стоит отметить , Урал обладал 4-тактным двигателем , в отличие от большинства других мотоциклов , а также возможностью подключения коляски с переносом крутящего момента на неё через систему карданов (вот тебе и полный привод-привет грибникам!) и возможностью включения заднего хода ( с правой стороны была ручка включения реверса) . В хозяйстве Урал использовался в качестве эдакого грузового мотоцикла для перевозки сена , дров , бытовой техники , некоторых животных . Также являлся семейным мотоциклом : 2 взрослых на мотоцикле и один - два ребёнка в коляске. Красота!!
ИЖ Планета-5
Мотоцикл выпускался начиная с 1987 года на Ижевском мотозаводе. Мотоцикл имел двигатель мощностью 20 л.с., что разгонял его до 120 км/ч. Расход горючего по шоссе около 6 литров на 100 километров. ИЖ Планета-5 при должной эксплуатации ломался достаточно редко, что придавало популярности данной модели.
Также "ИЖачок" имел возможность присоединение коляски к правому борту, что делало из резвого скакуна рабочую лошадку
Минск ММВЗ-3.112
Лёгкий дорожный двухместный мотоцикл из семейства мотоциклов «Минск» производства Минского мотоциклетно-велосипедного завода (БССР, Республика Беларусь, г. Минск, современное название — ОАО «Мотовело»). Выпускался с 1980 по 1995 год (вместе с модификациями). Предшественник — модель «Минск» ММВЗ-3.115, преемник — «Минск» ММВЗ-3.113.
Маркировка означает:
- ММВЗ — завод изготовитель;
- 3 — класс мотоцикла (до 125 см³);
- 1 — тип мотоцикла (дорожный);
- 12 — заводской номер модели.Минск
Тула-200. Для охотников и рыболовов.
Советская мотопромышленность не выпускала квадроциклов (некоторые мелкосерийные модели, впрочем, все-таки производились, читай ниже), но для нужд охотников и рыболовов выпускался очень необычный мотоцикл Тула-200 с широченными внедорожными колесами. Массовое распространение таких мотоциклов пришлось на 1986-1988 годы.
Двигатель взяли от мотороллера „Тулица“, увеличив его мощность до 13 л.с. Это позволило разгоняться на 200ке до 90 км/ч. В год выпускали по 10-12 тысяч таких байков, последний из которых сошел с конвейера завода в 1996 году. Кстати, на базе Тула-200 выпускали даже трайк!
Рига-13. Первый мопед советских мальчишек.
Мопеды на рижском заводе «Саркана звайгзне» начали производить еще в 1958 году. Многие мальчишки мечтали, чтобы родители подарили им мопед на день рожденья. Так и делали, поэтому мопеды, а особенно Рига-13, стали для многих первым транспортным средством.
Рига-13 начали производить в 1983 году. Оснащенный двигателем мощностью 1.3 л.с., он разгонялся всего до 40 км/ч. Для старта с места и движения в гору, „байкеру“ рекомендовалось помогать двигателю вращая педали. Рига-13 производилась до 1998 года, став самой массовой моделью завода.
Верховина-Спорт
Производилась на базе «Верховины-6» позднее на базе «Верховина 7». «Верховина—6-Спорт» создана с учётом специфических требований молодых людей, тянущихся к машине со спортивными атрибутами. В отличие от базовой она оснащена поднятым вверх и перенесенным на правую сторону глушителем с выпускным патрубком другой конфигурации и дополнительным теплозащитным щитком, сумкой для хранения туристской карты (в продажу не поставлялись), рулем с приваренной перемычкой а-ля мотокросс, а также передним крылом с креплением посредством кронштейна из хромированного стального 4 мм прутка к нижней траверсе, вместо багажника — упрощённый крепёж заднего фонаря (стоп-сигнала). Цена машины (по прейскуранту в СССР) — 228 рублей
Вот такой получилась подборка мототехники эпохи СССР . Скажу сразу , мог что-то пропустить , не включить в подборку , по причине нехватки достоверной информации .
Жду в комментариях модели , которые были у Вас лично . Посмотрим , может в будущем напишу вторую часть подборки)))
Предлагайте свои темы в комментариях . Предложившего включу в статью ))
Спасибо , кто дочитал )