Когда эпоха дефицита закончилась и начал зарождаться автомобильный бизнес, появилась такая профессия - перегонщик. В начале 90-х автомобили в Украину пригоняли из двух мест: Европы и России. Новенькие Lada были самыми ходовыми. Их предпочитали покупать в Тольятти - там они стоили дешевле всего. Но сколько людей тогда не вернулось из дальних вояжей! Один из перегонщиков поделился воспоминаниями о временах ранних 90-х и нравах города "Жигулей".
Купить новую машину в Тольятти в 90-е проблем вообще не было. Проблема была вернуться обратно на машине…ну или даже налегке, без машины, но хотя бы живыми в той комплектации и состоянии в котором вы уезжали.
В те годы Тольятти представлял из себя не столько молодежный город, сколько одну большую стоянку по продаже новых Жигулей. Фирм, торговавших ими - было сотни, если не тысячи. В каком бы районе вы не находились, всегда в поле зрения в округе было по нескольку огромных стоянок до горизонта покрытых новенькими машинами. В начале 90-х там вас могли отжать, убить, угнать и обобрать хоть до, хоть во время, хоть после покупки. Все владельцы фирм по продаже авто - были отпетые бандиты, и здесь вообще без вариантов.
К 1994 году этот народ понял, что теряют деньги, так как многие стали покупать машины у себя в городах. Тогда местные братки решили хоть как-то гарантировать сделки. Они говорили так:
— до трассы тебя никто не тронет, главное не тормозись нигде, иначе угонят за 3 мин.
Если кто в городе или на трассе недалеко от Тольятти прижмет и будет на деньги грузить, назови мое имя и все потухнут. Если не так, то запомни машину и номер, положи ключи, бери такси и возвращайся, этих людей найдут и накажут, а ты получишь такую же машину.
И вот мы приезжаем в Тольятти за 3-мя ВАЗ-21099. Схема покупки такая: работягам на заводе дают машину с дисконтом, едем с бандитами в ГАИ, рабочий ставит ее на себя, потом снимает, справка счет и машина наша. Бандиты разницу себе.
се ничего, но уже вечер, мы в ГАИ оформили вторую машину, а третью не успели по одной неожиданной причине. Работяга захотел кинуть бандитов и нас — машину поставили на учет, он одел броню и, мол, моя машина, ничего не знаю. Вел себя очень дерзко и даже хамил. Мой друг Серега при этой информации стал седеть прямо на глазах. Юридически мы прав не имеем. Машина на этом чмо в трико зарегистрирована. Но кто тогда юридически решал?
— парни, езжайте в отель, завтра утром этот тип подпишет любую бумагу вплоть до завещания, - сказали нам местные братки.
Серый ночь не спал и ходил из угла в угол. Не знаю, какие паяльники или утюги были применены, но на утро этот типок увидев нас на горизонте - уже бежал к нам на встречу и убедительно вещал:
— парни, вы извините, я же все пошутил, сейчас все оформим, я все подпишу без вопросов.
Через год ситуация сильно изменилась. Братва куда-то исчезла, может грохнули или посадили. Покупали машину уже в автосалоне. Выехали со стоянки, бензина в баке ноль, мы на первую заправку. На выходе стоит "девятка" с рацией и шпаной, они за вами и на заправке предлагают дать денег братве на жизнь и для убедительности держат над вашей крышей пару монтировок или молотков. Я тему просек, на выручку пришла смекалка и находчивость.
Был у меня друг местный, он помогал мотаться в поисках по стоянкам и самое главное потом уехать. Если вы выехали за ворота, обратно вас никто не пустит, ни за какие деньги, но можно оформить документы и уехать, а потом вернуться за машиной.
Оформляем все бумаги, прыгаем в его машину, едем заливаем в канистру бензин, потом, на базар — ковры, то, се. В те годы машины все шли не комплектные, и часто в ней не было реле поворотов, дворников, часов или реле фар . За все это механики на стоянках просили бешенные деньги, а на базаре это стоило - копейки. Плюс было очень выгодно ставить музыку и сигнализацию прямо в Тольятти . Парни были мастера — все делали очень качественно и быстро. Но к ним надо было еще доехать.
Приезжаю к установщикам, говорю точное время:
— парни, ровно в 6 ворота открыты у вас, я залетаю, за мной на хвосте будет братва, ворота сразу закрывайте.
Приезжаем с другом за машиной, заливаем канистру бензина, на выход, там уже нас ждут, чтоб на заправке прессануть . Выезжаю и сразу тапку в пол, они за мной. Метаюсь по рядам, Димон им под ногами мешается, все светофоры пролетаю на красный, на кольце из левого ряда в последний момент под визг шин ухожу на съезд.
Братки, что на хвосте не понимают как так: бензин у меня есть и город знаю не плохо . Отстают достаточно быстро и мы залетаем в бокс, ворота опускаются, ну все, теперь из города только выехать осталось.
Но это все были семечки. Даже если вас зажали на заправке, заберут деньги и все, опаснее куда оставить машину даже на минуту — угонят без вариантов даже. Ни одна платная стоянка не подписывалась на охрану новой машины на транзитах! Ни за какие деньги. Охранники так и говорили:
нам даже из будки выйти не дадут, 3 мин на все и ваша машина 100% уйдет и никто в городе вас не поставит, езжайте сразу на трассу. На базаре - то же самое. Напротив поста ГАИ - менты все в доле.
Ушел на 5 мин, прихожу, Димон в панике:
— сваливаем отсюда, уже подходили! Меня из машины могут при ментах выкинуть, уедет тачка и никто искать не будет!
Купил раз "семерку" ВАЗ-21074, проводил меня Димыч до трассы, проехал км 50 и машина задергалась и ехать перестала. Уже ночь, за бортом -27 , еле дочихал до какого то шиномонтажа на трассе. Достучался, ладно парень приютил.
— утром хозяин приедет на "Ниве", тебя до деревни оттащит, там разберутся.
Эту ночь я долго не забуду, в конуре температура чуть выше, чем на улице, я до сих пор, когда вспоминаю мне холодно становится.
Утром приехал босс, увезли в деревню, поплавок в карбюраторе бракованный оказался. Он и говорит:
— тебе повезло, что около моего шиномонтажа заглох, я опер бывший, меня все знают, если бы километром дальше, твою машину уже через пол часа бы уже без тебя утащили бы.
А еще был один закон: в Тольятти брать только новые авто и только с известной фирмы. Кто велся на предложения мутных типов чуть подешевле - обязательно попадали. С виду машина была с нормальным птс, новая, только собранная из бракованных деталей . У меня один знакомый такую купил – за месяц в машине сломалось ВСЕ.
Так же нельзя брать машину, что в Тольятти, что в Самаре с крохотным пробегом. Я сам видел, как насиловали новые "Жигули" на проспектах Тольятти — я таких издевательств не видел нигде. На необкатанной машине стартовали все, как на ланч-контроле и крутили мотор всегда в звон. Кто не знал этого правила - обжигались.
А в остальном в Тольятти все было хорошо. Мне он нравился куда больше Самары. Очень много молодежи, мало светофоров, одни круговые движения. Вечером город превращался в одну сплошную ночную дискотеку . Масса кафе — орет везде музыка, кругом рев жигулевских моторов и визги резины. Только все это интересно - пока ты пешком. Как только купил машину - быстрее бы покинуть эти тревожные края…
Во второй половине 90-х машины из Тольятти уже начали возить автовозами под гарантии и с охраной, а покупку оплачивать по безналу. Своим ходом было слишком рискованно и легко можно было остаться без денег. Крупный бизнес начал договариваться с братками, и автовозы не трогали. Настало время крупных оптовиков.
Это спасло жизни и здоровье тысячам людей. Покупать "Жигули" стали уже в своих городах, а в Тольятти ездили уже только представители дилеров.