Первые антикризисные меры правительства несколько отличаются от ожиданий бизнеса. Вместо налоговых, контрольных и кредитных поблажек мы получили возвращение государственного регулирования.
Рост цен на некоторые товары уже шокировал население — и это только начало. Остановить или даже замедлить этот процесс административными мерами нельзя. Но можно переложить ответственность за надвигающуюся инфляцию и снижение благосостояния населения на бизнес — вместе с убытками очередного кризиса.
Тут главное — быстрота и натиск. Первый шаг — введение предельного индекса роста цен. Второй — расширение перечня социально значимых товаров, цены на которые регулируются МАРТ. Мясные и рыбные консервы, сухое молоко, кофе, бутилированная питьевая вода, туалетное и хозяйственное мыло, спички, женские прокладки, подгузники, туалетная бумага, средства защиты органов дыхания и дезинфицирующие средства.
В первую очередь МАРТ занялся ценами на защитные маски и антисептики. На них установлен 10-процентный предельный норматив рентабельности для производителей, предельная максимальная надбавка импортера тоже 10%, а предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой) к отпускной цене производителя (импортера) — не более 15%.
Таким образом, власти вновь выкатили с запасного пути инструменты, закрепленные в статье 7 закона «О ценообразовании». Экономическая эффективность весьма сомнительна, зато эффектно выглядит демонстрация заботы власти о людях.
Сложнее будет с предельным индексом роста цен, введенным постановлением Совмина № 184. С его применением много непонятного. Не вносит ясности комментарий, опубликованный вчера на сайте МАРТ.
Здесь уточняется, что повышать цены (тарифы) более 0,5% ежемесячно запрещается всем — юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям — производителям, импортерам, оптовикам, а также тем, кто оказывает любые виды услуг. Розничная торговля здесь почему-то прямо не упомянута. Но в п. 2 постановления запрещается и повышение розничных цен более чем на 0,5% по отношению к 1 апреля. При этом повышение отпускных цен (тарифов) с учетом предоставленных скидок должно рассчитываться по отношению к сложившемуся их уровню на 2 апреля 2020 года. Тут легко запутаться. У оптовиков и производителей вряд ли есть «сложившийся» уровень цен — у них множество разных наценок и скидок, зависящих от различных обстоятельств. Если для сравнения брать базовый прейскурант или некие средневзвешенные цены, то достаточно отменить скидки, чтобы цены в апреле взлетели. Крайней сначала окажется розница, у которой отследить уровень цен несколько легче. Но при новых условиях поставок товары на полках все равно не удержатся в рамках предельного индекса. Если не брать — накажут за отсутствие ассортимента. Впрочем, производители, импортеры, оптовики и розница быстро найдут взаимовыгодные схемы распределения издержек и маржи, чтобы поделить доходы. А товары, которые из-за регулирования цен, окажутся невыгодными, просто исчезнут с прилавков. В конечном итоге крайними останутся покупатели.
Требование при проведении акционных мероприятий применять отпускные цены, установленные на время указанных акций в соответствии со сроками их проведения, тоже аукнется покупателям. Если сроки не назначены, мероприятия МАРТ не признает акционными, а потому отмена или изменение скидок не должны привести к повышению цен выше 0,5% за месяц.
Впрочем, поскольку ограничений сроков акций пока не существует, их можно установить любыми: хоть на день, хоть на пятилетку. Но с перепугу многие предприниматели просто на некоторое время воздержатся от акций.
Округлять отпускные цены надо так, чтобы их рост не превышал те же 0,5% за месяц. То есть арифметикой тут никто не прикроется.
Контрольный выстрел — повышать цены больше допустимого в связи с ростом контрактной цены, курсовых колебаний, расходов и по другим причинам отныне разрешается только после согласования с комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине. Получить его, судя по регламенту работы этой структуры, будет непросто.
Придется представлять заявление с указанием причин повышения цен, подтверждающие документы: копии накладных, инвойсов, договоров, протоколов согласования и т. п. Производителям придется в придачу представлять калькуляцию по расчету отпускных цен (тарифов) или информацию о фактической и плановой себестоимости, а импортерам — экономический расчет. На основании этих документов госорганы внесут в МАРТ для рассмотрения на заседании Комиссии ходатайство, пояснительную записку с кратким изложением причин повышения цен и заключение о его целесообразности с приложением при необходимости соответствующих расчетов и прочих документов.
Такой механизм явно будет чрезвычайно громоздким, неудобным, склонным к формализму, волоките и коррупции. Зато множество чиновников обретут непыльное занятие, а правоохранительные органы — новые цели.
Бизнес-союзы снова будут объяснять властям неэффективность и вредность ценового регулирования, повторяя все, что говорили в 2002 или 2008 годах. Эти усилия заведомо тщетны. Например, статья 6 закона «О ценообразовании», провозглашая приоритет свободных цен, тут же делает оговорку «за исключением случаев». Там же закрепляется право президента и Совмина устанавливать перечни регулируемых цен, причем статья 11 наделяет Совмин вполне резиновыми полномочиями регулирования.
Вот только штрафы по статьям 12.4 и 12.17 КоАП для столь серьезных дел маловаты — не то что конфискация дохода в 3-кратном размере или штраф 30% выручки по давно отмененной статье 12.6. Хотя эти затруднения легко устранить новыми указами. Ну а директива № 4 — это всего лишь свод благих и почти забытых пожеланий.
Читать весь материал ▶️