Из-за коронавируса от нас может отказаться логопед. Сейчас мы с сыном оба болеем и сидим дома. Я думаю, мы как минимум месяц будем заниматься индивидуально, встал вопрос - чем. Логопед с сыном зубрит грамматику русского языка.
Я не встречала исчерпывающей книги по изучению грамматики русского языка. Есть популярные "Большой альбом развития речи" Батяева-Володина и серия книг О. А. Новиковской "Логопедическая грамматика ..." (книги Новиковской можно скачать в сети).
В альбоме есть почти все упражнения, но по объему их мало. Нужно придумывать свои, у Новиковской упражнений много, но темы даны не все. Например, не нашла ничего про прилагательные.
Сенсорики изучают наш язык примерно как иностранцы: спрягают глаголы по лицам, учатся склонять существительные по схемам.
Русский язык у ребенка будет осваиваться легче, если мы честно признаем: он трудный. Дети с нормальной работой зоны Вернике осваивают его интуитивно, но для сенсориков нужна зубрежка: длительные механические повторения слов и фраз до автоматизма, определенные упражнения и много визуальных подсказок.
Упражнения по каждой теме включают:
- использование наглядных схем (см. образец);
- работу с пониманием речи (покажи пальцем, где бабочка над цветком, а теперь, где бабочка на цветке, покажи круглые, желтые твердые и круглое желтое твердое);
- сортировку (сюда предметы, отвечающие на вопрос "какой", а сюда на вопрос "какая");
- активное говорение (родитель показывает карточку с предметом или предмет, надо сказать про него: "он" - "она или " моя" - "мой" или "кто-что");
- закрепление в пространстве (если это воз можно, одно из упражнений обязательно должно быть с конкретными действиями и предметами, например: "встань справа от стула", "положи майку в шкаф");
- по возможности, соблюдаем отногенез, т.е. порядок освоения речи нормально развивающимися детьми. Но, если какое то упражнение ребенку не дается, то отступаем, чтобы потом снова вернуться к этой теме, у нас в отложенных построение сложных предложений;
- закрепление в речи (следим за правильностью речи, исправляем, поощряем за использование новых слов и конструкций).
Базовая схема для изучения грамматики (часть I)
Существительные
Учимся произносить существительные первой необходимости (не менее 50). Учимся отвечать на вопросы: "Кто это?", "Что это" .
Глаголы
Учим 10 простых глаголов в настоящем времени. Учимся отвечать на вопрос: "Что делает?"
Предложения и глаголы
Используем фразовый конструктор*. Составляем простые предложения в настоящем времени: "Корабль плывет", "Мальчик спит" и пр.
Составляем распространенные предложения, вроде: "Девочка нюхает цветок"
Существительные
Учимся различать единственное и множественное число существительных.
Используем уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Прилагательные
Учим прилагательные.
Темы для прилагательных: цвета, антонимы(широкий-узкий, большой-маленький), материалы (стеклянный, железный, деревянный), состав (апельсиновый, сливовый, клубничный и пр.), эмоции (веселый, грустный, злой).
Переходим к предложениями, вроде: "Дай красный кубик" "Солнце желтое".
Учим склонения прилагательных, т.к. эта тема для сенсориков сложная, то разбиваем ее на три части:
а) учим ребенка работать с подсказкой: какой, какая, какое, какие
б) учим ребенка самостоятельно задавать вопрос: какой, какая, какое, какие.
в) переходим к правильному склонению.
Предложения
В речевом конструкторе составляем предложения с использованием прилагательных, см. образец.
Предлоги и наречия
Учим статичные предлоги: в, на, под, за, над, около.
Наречия: право-лево
Сначала проговариваем ситуации на картинках, потом размещаем предметы вживую.
Учимся отвечать на вопрос: "куда"?
Предложения
В речевом конструкторе составляем предложения с использованием предлогов, см. образец.
Падежи
Даются в конкретных ситуациях с конкретными зависимыми словами.
Вводим дательный падеж для обозначения лица («Дай Ване») и направления «Иди к маме».
Творительный падеж в значении действия каким-либо орудием («Ем ложкой»).
Предложный падеж со значением места «Лежит в сумке».
Отрицания
1. Отвечаем на вопросы, подразумевающие ответ "нет".
2. Ищем на картинках исключения. Найди не вазу, найди, кто не спит.
3.Составляем фразы "Это не мяч, а стол".
Союзы
Используем союз "и".
Местоимения
Вводим местоимения в таком порядке:
1.Я, о закреплении "я" есть отдельный пост.
2. Он, Она, Они, Оно - учим ребенка заменять названия предметов на местоимения.
3. Мой, моя, мои, мое.
Существительные
Вводим понятие одушевленных и неодушевленных существительных. Наш логопед объяснял это словами: "Кушает, двигается" - кто, "не кушает, не двигается" - что.
Для наглядности заставляем отыскивать "кто" и "что" на одной картинке. Например, "девочка везет коляску". Ребенок должен ответить на вопросы правильно: "Кто везет коляску?" - "Девочка". "Что везет девочка?" "Коляску".
Числительные
Вводим понятия один-много.
Учим счет до 5-ти (если он был не знаком), вводим числительные в обиход
Учим склонения слов "один" одна матрешка, одно яблоко
Местоимения
Ты
Твой, твоя, твои
Сортируем предметы, обозначая их словами: твой-мой.
Учим предлог "мы".
Глаголы и приставки
Учим ребенка выделять значимые приставки, глаголы совершенного и несовершенного вида по схемам (жарит-пожарила, налила-вылила).
Учим глаголы прошедшего времени 3-го лица , ед. числа (девочка открыла, мальчик открыл).
Падежи
Даются в конкретных ситуациях с конкретными зависимыми словами,
Родительный падеж с «с» и словом "много".
Числительные
Вводим склонение слова два: два, две.
Склоняем слова до 5-ти: одно яблоко, два яблока, три яблока, 5 яблок.
Учим порядковые числительные: первый, второй и т.п.
* О речевом конструкторе напишу отдельно.