Найти в Дзене

Русский язык как иностранный

Из-за коронавируса от нас может отказаться логопед. Сейчас мы с сыном оба болеем и сидим дома. Я думаю, мы как минимум месяц будем заниматься индивидуально, встал вопрос - чем. Логопед с сыном зубрит грамматику русского языка.

Я не встречала исчерпывающей книги по изучению грамматики русского языка. Есть популярные "Большой альбом развития речи" Батяева-Володина и серия книг О. А. Новиковской "Логопедическая грамматика ..." (книги Новиковской можно скачать в сети).

В альбоме есть почти все упражнения, но по объему их мало. Нужно придумывать свои, у Новиковской упражнений много, но темы даны не все. Например, не нашла ничего про прилагательные.

Сенсорики изучают наш язык примерно как иностранцы: спрягают глаголы по лицам, учатся склонять существительные по схемам.

Русский язык у ребенка будет осваиваться легче, если мы честно признаем: он трудный. Дети с нормальной работой зоны Вернике осваивают его интуитивно, но для сенсориков нужна зубрежка: длительные механические повторения слов и фраз до автоматизма, определенные упражнения и много визуальных подсказок.

Упражнения по каждой теме включают:

- использование наглядных схем (см. образец);

Схема 2-го этапа изучения темы: "Кто"-"Что"
Схема 2-го этапа изучения темы: "Кто"-"Что"

- работу с пониманием речи (покажи пальцем, где бабочка над цветком, а теперь, где бабочка на цветке, покажи круглые, желтые твердые и круглое желтое твердое);

- сортировку (сюда предметы, отвечающие на вопрос "какой", а сюда на вопрос "какая");

- активное говорение (родитель показывает карточку с предметом или предмет, надо сказать про него: "он" - "она или " моя" - "мой" или "кто-что");

- закрепление в пространстве (если это воз можно, одно из упражнений обязательно должно быть с конкретными действиями и предметами, например: "встань справа от стула", "положи майку в шкаф");

- по возможности, соблюдаем отногенез, т.е. порядок освоения речи нормально развивающимися детьми. Но, если какое то упражнение ребенку не дается, то отступаем, чтобы потом снова вернуться к этой теме, у нас в отложенных построение сложных предложений;

- закрепление в речи (следим за правильностью речи, исправляем, поощряем за использование новых слов и конструкций).

Базовая схема для изучения грамматики (часть I)

Существительные

Учимся произносить существительные первой необходимости (не менее 50). Учимся отвечать на вопросы: "Кто это?", "Что это" .

Глаголы

Учим 10 простых глаголов в настоящем времени. Учимся отвечать на вопрос: "Что делает?"

Предложения и глаголы

Используем фразовый конструктор*. Составляем простые предложения в настоящем времени: "Корабль плывет", "Мальчик спит" и пр.

Составляем распространенные предложения, вроде: "Девочка нюхает цветок"

Существительные

Учимся различать единственное и множественное число существительных.

Используем уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Прилагательные

Учим прилагательные.

Темы для прилагательных: цвета, антонимы(широкий-узкий, большой-маленький), материалы (стеклянный, железный, деревянный), состав (апельсиновый, сливовый, клубничный и пр.), эмоции (веселый, грустный, злой).

Переходим к предложениями, вроде: "Дай красный кубик" "Солнце желтое".

Учим склонения прилагательных, т.к. эта тема для сенсориков сложная, то разбиваем ее на три части:

а) учим ребенка работать с подсказкой: какой, какая, какое, какие

б) учим ребенка самостоятельно задавать вопрос: какой, какая, какое, какие.

в) переходим к правильному склонению.

Предложения

В речевом конструкторе составляем предложения с использованием прилагательных, см. образец.

Предлоги и наречия

Учим статичные предлоги: в, на, под, за, над, около.

Логопедическая игра предлоги
Логопедическая игра предлоги

Наречия: право-лево

Сначала проговариваем ситуации на картинках, потом размещаем предметы вживую.

Учимся отвечать на вопрос: "куда"?

Предложения

В речевом конструкторе составляем предложения с использованием предлогов, см. образец.

Один из вариантов речевого конструктора. Мальчик рисует красками...
Один из вариантов речевого конструктора. Мальчик рисует красками...

Падежи

Даются в конкретных ситуациях с конкретными зависимыми словами.

Вводим дательный падеж для обозначения лица («Дай Ване») и направления «Иди к маме».

Творительный падеж в значении действия каким-либо орудием («Ем ложкой»).

Предложный падеж со значением места «Лежит в сумке».

Отрицания

1. Отвечаем на вопросы, подразумевающие ответ "нет".

2. Ищем на картинках исключения. Найди не вазу, найди, кто не спит.

Кто не рисует?
Кто не рисует?

3.Составляем фразы "Это не мяч, а стол".

Союзы

Используем союз "и".

Местоимения

Вводим местоимения в таком порядке:

1.Я, о закреплении "я" есть отдельный пост.

2. Он, Она, Они, Оно - учим ребенка заменять названия предметов на местоимения.

3. Мой, моя, мои, мое.

Существительные

Вводим понятие одушевленных и неодушевленных существительных. Наш логопед объяснял это словами: "Кушает, двигается" - кто, "не кушает, не двигается" - что.

Для наглядности заставляем отыскивать "кто" и "что" на одной картинке. Например, "девочка везет коляску". Ребенок должен ответить на вопросы правильно: "Кто везет коляску?" - "Девочка". "Что везет девочка?" "Коляску".

Числительные

Вводим понятия один-много.

Учим счет до 5-ти (если он был не знаком), вводим числительные в обиход

Учим склонения слов "один" одна матрешка, одно яблоко

Местоимения

Ты

Твой, твоя, твои

Сортируем предметы, обозначая их словами: твой-мой.

Учим предлог "мы".

Глаголы и приставки

Учим ребенка выделять значимые приставки, глаголы совершенного и несовершенного вида по схемам (жарит-пожарила, налила-вылила).

Учим глаголы прошедшего времени 3-го лица , ед. числа (девочка открыла, мальчик открыл).

Падежи

Даются в конкретных ситуациях с конкретными зависимыми словами,

Родительный падеж с «с» и словом "много".

Числительные

Вводим склонение слова два: два, две.

Склоняем слова до 5-ти: одно яблоко, два яблока, три яблока, 5 яблок.

Учим порядковые числительные: первый, второй и т.п.

* О речевом конструкторе напишу отдельно.