Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Немец или нет? Тест-драйв Opel Grandland X на 200+ км/ч

Новый для российского рынка кроссовер от Opel смело козыряет немецким паспортом. Не прикопаешься! Молния на радиаторной решетке на месте, строгий прикид, да и место рождения подобающее – город Айзенах, промышленный центр в некогда Восточной Германии. Да и завод тот же самый, с богатейшей историей – Automobilwerk Eisenach (AWE) где до войны делали BMW, потом их социалистические копии EMW, а затем – народный Wartburg.

 Opel Grandland X на фоне проходной завода в Айзенахе
Opel Grandland X на фоне проходной завода в Айзенахе

Впрочем, в современных, светлых корпусах завода Opel в Айзенахе, где сотни роботов почти без участия человека уже два года клепают сотни Grandland X в день, я не нашел ни крупинки истории. Заводской музей обнаружился в нескольких километрах, в старом здании заводоуправления AWE.

 Завод Opel в Айзенахе
Завод Opel в Айзенахе

По территории завода мы шли пешком, благо, это не такой гигант, как АвтоВАЗ. По пути меня заинтересовали стоящие у одного из зданий тестовые кузова Opel Grandland X, ожидающие отправки на переплавку. На полу кузова выбиты хорошо читаемые логотипы Peugeot и Citroen.

Говорить о том, что у Grandland X от родственного Peugeot 3008, можно долго — это и платформа EMP2, и трансмиссии, и двигатели. Из всего европейского многообразия силовых агрегатов, “российскому” Opel полагается лишь один — 1.6-литровый турбомотор EP6 (150 л.с. и 240 Нм) в сочетании с 6-ступенчатым автоматом Aisin. В Европе такой конфигурации нет — используемые “айсины” все сплошь восьмиступенчатые. Двигатели EP6 — уже не те ранние “принцы”, а глубоко модернизированные. По словам инженеров PSA, избавленные от всех родовых проблем.

 Капот без пневмоупоров. Горловина бачка омывателя выглядит не слишком удобной для заливки большого объема жидкости
Капот без пневмоупоров. Горловина бачка омывателя выглядит не слишком удобной для заливки большого объема жидкости

Привод, как и на 3008 — только передний. Задняя подвеска — полузависимая.

Сразу сделаю оговорку, что я тестировал автомобили для европейского рынка — как раз таким автоматом, и более мощным 180-сильным вариантом мотора EP6, а также версию с турбодизелем 1.5 на 6-ступенчатой ручке.

Для тех, кому лень читать, я снял небольшое видео этого обзора:

Так что же здесь немецкого? Для начала, внешность, дизайн. Grandland X выпускается уже два года, но совсем не это является причиной того, что на него не сворачивают головы слегка накуренные подростки. Во время беседы с шеф-дизайнером Opel Фридрихом Энглером, тот много говорил, что в основе идеологии бренда Opel лежит следование классическим принципам дизайна. Никакой визуальной мишуры, которая уже после обеда выйдет из моды! Тут чтут стиль баухаус и молятся на Дитера Рамса — шеф-дизайнера компании Braun с начала шестидесятых до середины девяностых. И баухаус, и работы Рамса — это дизайн вне времени, что хорошо доказывает использование ранних проектов Рамса в дизайне продуктов Apple. У немцев нет задачи — удивить дизайном, для этого у PSA есть Peugeot и Citroen. А Opel пусть будет “bold & pure”.

На словах, впрочем, все немного лучше, чем на деле. На мой взгляд, в попытке скрыть смысловой и визуальный разрыв (техника европейских клиентов уж точно не волнует, какая там платформа, дело десятое) при переходе Opel от GM в PSA, дизайнеры Opel немного перестарались в сближении Grandland X с предыдущими моделями марки.

Да, ребята из Opel доходчиво объяснили, зачем они это сделали, Grandland X классно зашел в Европе, и его продажи растут на четверть каждый год, несмотря на резкий рост отпускных цен, но… жизнь и ее символические аспекты в России сильно отличается от европейских. Тут мы гораздо ближе к бразильцам или индонезийцам.

Стабильность у нас символ застоя. Мы ждем перемен, мы всегда начеку. Мы хотим жить ярко сейчас, потому что будущее туманно, мы хотим, чтобы на дороге от нашего авто если не шарахались, то хотя бы не подрезали. И в этом ключе выверенный, спокойный и консервативный дизайн Grandland X предстает недостаточно модным агрессивным. Лишь наличие значка Opel немного успокаивает — магия шильдика, уверен, все еще будет действовать, и на дороге у немца всегда будет больше респекта, чем у корейца. Или француза…

Но если отвлечься от наших туземных, варварских перцепций и инсинуаций, и посмотреть на Opel незамутненным даже распробованным накануне местным яблочным вином взглядом, то перед нами симпатичный кроссовер длиной 4477 мм, который из-за лаконичности и дизайна кажется более компактным.

Визуальная легкость дополняется и фактической — российский Grandland X имеет снаряженную массу в 1435 кг, то есть более чем на центнер легче, чем 150-сильный переднеприводный Tiguan. В Opel с гордостью называют Grandland X одним из самых легких кроссоверов в сегменте.

Стильные фары — с двойными полосками светодиодных ДХО, также “работающих” поворотниками. В комплектациях Innovation и Cosmo — адаптивные (но не матричные) линзованные поворотные LED-прожекторы AFL. В базовой версии Enjoy — рефлекторные, но тоже светодиодные фары. ПТФ галогенные на всех модификациях, задние фонари — LED, опять же, на всех версиях. Датчики бесключевого доступа — только на топ-версии Cosmo, и только на передних дверях. Что не понравилось — зазоры вокруг двери багажника под фонарями мне показались слишком заметными.

Интерьер Grandland X выполнен по тому же принципу — он полностью, и духом и буквой соответствует актуальному дизайну моделей Opel, созданных еще совместно с GM. Почти один в один новая Insignia, которая так и не попала на российский рынок. Как и во внешнем дизайне, тут, очевидно не было цели удивить новизной (как я уже говорил, это к другим брендам PSA). Те, кто раньше владел “опелем”, тут будет чувствовать себя как дома.

Я долго думал над тем, почему же в Opel в недалеком 2017 году сделали интерьер таким консервативным, почему тут нет ничего нового, даже цифровой приборки, и пришел к выводу, что это был необходимый шаг для переходного момента. Вычурные конструкции и современные фишки обязательно появятся, просто чуть позже — в этом нас на заводе убедили, представив прототипы своих новых разработок. Но вернемся к Grandland X.

Пластик добротный, эргономика безупречна — принцип “одна кнопка-одна функция” соблюдается тут безоговорочно. Простой пример: энкодеры двухзонного климата (есть везде кроме базы) выглядят немодно даже на фоне корейцев, но работают они с немецкой четкостью, каждое перемещение сопровождается щелчком, что очень удобно, если вы настраиваете температуру на ходу и не хотите отвлекаться от управления (в меню на экране вынесено только управление направлением воздушного потока, с кнопок можно выбрать Auto или на стекло). Это касается и дефлекторов вентиляции, и всего остального, что есть в Opel Grandland X.

Взять хотя бы посадку. Во всех комплектациях кроме базы, тут стоят сиденья AGR, одобренные немецкой ассоциацией терапевтов-ортопедов. Они жесткие, с цепкой боковой поддержкой, регулируемой передней частью подушки, поначалу кажутся слишком строгими, но потом к ним привыкаешь, и не чувствуешь ни малейшей усталости после многочасовых поездок.

Подобрать посадку по-немецки просто, к обзорности нареканий нет. Единственная электрическая регулировка машины в средней российской комплектации — наклон всего сиденья. Полностью набор электрорегулировок появляется только в топе. На тестовой машине был отмечен необычайно широкий диапазон регулировки поясничного подпора в двух плоскостях, это значит, людям самого разного роста будет тут комфортно. Регулировка наклона спинки — плоской шайбой, но достать ее несложно, даже если на руке часы.

 Ключ машины с бесключевым доступом
Ключ машины с бесключевым доступом

Руль с кожаной отделкой, и с нарочито примитивными кнопками в стиле Opel. У тестовой машины адаптивный круиз, но в России его не будет. Подогрев руля включается по традиции GM — кнопкой слева на самом руле.

Приборка с типичным PSA-шным экраном в центре, но читается великолепно. В отличие от французов, тут четная оцифровка.

Во всех комплектациях есть шесть подушек, и крепления Isofix не только сзади, но и на переднем пассажирском кресле. Помимо этого, на всех российских машинах обогрев лобового стекла, руля, всех сидений, а также электрический подогреватель.

 У нас будет более продвинутая мультимедийка, чем эта
У нас будет более продвинутая мультимедийка, чем эта

Все стеклоподъемники — автоматические. На первой тестовой машине меня неприятно удивило простенькое базовое мультимедийное устройство с 7-дюмовым экраном, его вы можете видеть на некоторых фото салона, но в России на всех версиях будет стоять другая система, она приведена на первом фото.

 Актуальная для России система — на первом снимке
Актуальная для России система — на первом снимке

Обе системы могут управлять климатом, но по факту это совершенно ненужно. На старой системе дисплей сильно бликует на солнце, нет динамических линий разметки. На нашей системе линии будут (как и эмуляция кругового обзора), да и дисплей заметно меньше бликует.

Мафон как мафон, 8-дюймовый экран, поддержка Android Auto и Apple Car Play, хорошее быстродействие и нормальное звучание. Спереди всего 1 USB разъем — маловато.

Как будто бы помогающий водителю крутяш выбора режимов движения (“грипконтроль”) будет везде кроме базы. Устанавливается он на тоннеле за подстаканниками, точнее, вместо них — остается один небольшой отсек для стакана с кофе.

Лично я предпочел бы хорошую комплектацию, но с двумя нормальными подстаканниками, но Opel нам такого выбора не дает, пожалуй, это единственное истинно французское чудачество в салоне Grandland X. Подлокотник регулируется по высоте.

Уже со средней комплектации появляется мониторинг слепых зон, распознавание дорожных знаков, парктроники по кругу и камера заднего вида, в топе есть автопарковщик и “эмуляционная” система кругового обзора, моделирующая картинку при помощи передней и задней камер, беспроводная зарядка для смартфона, открывание двери багажника взмахом ноги под бампером, панорамная крыша, шторки на задних дверях. Ручник — электрический, но при этом “автохолда” нет. Системы экстренного торможения или адаптивного круиза в списке опций российских машин нет.

Лепестков на руле нет, в ручном режими нужно орудовать рычагом. Красивый PSA-шный нефиксируемый рычаг будет только на гибриде, а данный вариант показался каким-то недостаточно монументальным, я привык, чтобы селектор был потяжелее.

Задние двери открываются менее чем на 90 градусов — но проем достаточно широкий и высокий, посадке не мешает. По низу всех дверей — закрывающие порог накладки (в точности как у 3008). Второй ряд довольно типичный для автомобилей этого класса — комфортнее тут будет вдвоем, но можно впихнуться и втроем. Простор и по высоте (особенно по высоте!), и для ног хороший. Сиденья на вид лавки лавками, но как же удобно сидеть! Видимо, и тут ортопеды подсуетились.

Задняя часть тоннеля — непритязательный, грубоватый пластик. На панели под дефлекторами на российских машинах будет USB разъем и крутилки трехступенчатого подогрева задних сидений. Внизу бессмысленная розетка на 12 вольт — вставь в нее зарядку, посади среднего пассажира, и жить ей не долго. Сиденья складываются почти в ровный пол (есть небольшой подъем). Начиная со средней версии есть центральный подлокотник, и, соответственно, лючок для лыж — незаменимая вещь, которую почему-то игнорируют и японцы, и корейцы.

Дверь багажника (на топе) — с системой виртуальной педали открытия и доводчиками, которые не выдаются в проем (европейская школа!). Полка — жесткая. Есть ручки складывания спинок заднего сиденья. Объем багажника средний, но правильной, удобной для использования формы. Под поликом на европейских машинах нет даже докатки, у нас она будет, но от этого сам багажник станет чуть меньше по объему. Есть 12-вольтовая розетка.

Самое время прокатиться. Тем более, что все возможности для этого есть — ключи в кармане, полный бак и безлимитные немецкие автобаны. Но сначала — пара часов в городском трафике. Что могу сказать — тут нет спортрежима, красиво включающегося вместе с анимацией на приборном щитке, но зато Grandland X и без этой мишуры едет отлично и это не преувеличение. Задержки при переключениях минимальны для автоамта, реакция на педаль газа линейная и оперативная. Динамика неплоха, тестовый 180-сильный Grandland X по паспорту делает сотню за 8.8 с, “наша” 150-сильная машина делает это за 9.5 секунды. К слову, машина с дизелем 1.5 и МКП понравилась не меньше. Расход до меня был 7.4, обнулил, у меня в пробках и пригороде 9.3, после полутора часов на скорости 160-205 вырос до 12.4 л.

У руля — четкий ноль, активное возвращающее усилие, безупречная информативность. Малейшее отклонение руля ведет к смене траектории, при этом в управлении нет ни малейших признаков нервозности. Автомобиль очень точно следует за рулем, это звучит как избитое выражение, но такое выверенное поведение обычно свойственно премиальным кроссоверам, нежели более бюджетным моделям сегмента C-SUV, к которым относится Grandland X.

Шумоизоляция заметно лучше чем у конкурентов. Двигатель слышно лишь на высоких оборотах. На безлимитном автобане покрутить движок самое дело — и меня довольно быстро удивила не сама способность 1.6-литрового немаленького кроссовера разгоняться до скорости более 200 километров в час (по спидометру было пару раз 205), а то, что на этой скорости: а) можно переговариваться не повышая голоса, б) траекторная стабильность настолько хороша, что можно смело ехать на этой скорости все повороты автобана. Даже ладошки не потеют! Российский Tiguan на ППД совершенно точно уступает в этом контексте “опелю”.

В поворотах автобана после 200 километров в при сильном боковом ветре машину начинает слегка переставлять на термостыках, и езда становится немного нервной; но позвольте, мы же говорим про обычный, не самый дорогой кроссовер, пусть и немецкий. Главный вопрос — не испортит ли российская адаптация под больший клиренс ездовой характер Grandland X. Ведь он классный и с точки зрения комфорта — подвеска четко отсчитывает все поперечные неровности, но без зубодробильности.

 Въезжаем в Восточную Германию!
Въезжаем в Восточную Германию!

При приближении к линиям разметки без включенного поворотника, ассистент контроля полосы плавно подталкивает руль в противоположную сторону — мягко и деликатно, жаль, что на наших машинах этой системы тоже не будет (вместо нее — лишь предупреждение о пересечении разметки).

Трансмиссия работает по точно такому же алгоритму, как и на большинстве моделей с таким же Aisin — сама переключается вверх при достижении предельных оборотов. Лепестков под рулем тут нет, поэтому нужно оперировать рычагом, хотя на сухой дороге смысла в этом немного — разве что использовать на одну передачу ниже, чем рекомендует электроника.

В общем и целом, Grandland X, несмотря на очевидное родство с соплатформенными автомобилями PSA, получился вполне себе немецким по дизайну, интерьеру и езде. Возможно, даже слишком немецким. Заметное повышение цен на модельный ряд Opel на европейском рынке уже принесло компании немалую прибыль, в 2019 году было продано 180 тысяч Grandland X, что на 22% больше чем годом ранее.

В России компания тоже на что-то надеется, хотя конкуренция будет непростой — при прочих равных, Grandland X дороже чем Peugeot 3008 в схожей комплектации. Цена на базовую версию Enjoy — 1799000р, средняя Innovation оценивается в 2 049 000 р, топчик Cosmo — 2 199 000 рублей. Гибридная 350-сильная полноприводная версия с электромотором на задней оси появится в лучшем случае через год, ценник на нее не определен.

Да, конечно, у нас тут автомобиль, в отличие от того же Tiguan, произведенный в Германии. Настоящее немецкое качество! Но отсутствие полного привода и фиксированные комплектации делают его рыночную судьбу неопределенной, ведь за эти деньги есть вполне неплохие полноприводные варианты, пусть и не сделанные в Германии, и не столь безупречные по управляемости. 71% покупателей кроссоверов в России покупает полноприводные версии. Хотя логика в возвращении Opel на рынок с этой моделью все же есть.

Очевидно, что при прочих равных авторитет “молнии” в народе (читай, на дороге) выше, чем у “царя зверей” и “елки”. В России живем, все таки…

А теперь вам слово, уважаемые читатели. Как вам новый Opel Grandland X? Что в нем нравится, а что нет? Взяли бы вы его себе, или выбрали бы кого-то из конкурентов в эти деньги? Если да, то какого и почему? Жду ваших развернутых комментариев!

Авто
268,3 тыс интересуются