Найти в Дзене
Поместье Медиа

Дочь есть дочь. Литература, которая помогает осмыслить реальность.

Кадр из сериала "Большая маленькая ложь"
Кадр из сериала "Большая маленькая ложь"

Иногда гении хотят создавать не то, чего от них ожидают. Испытать себя на новом поле. И тогда прикрываются псевдонимом.

Однажды Агата Кристи, устав от Эркюля Пуаро и миссис Марпл, решила написать психологический роман. Понимая, что без детективного сюжета, Агату сожрут с потрохами ее же поклонники, она назвалась Мэри Вестмакотт. Макс Маллован, второй муж писательницы отметил в своих мемуарах:

"Под новым именем она могла рассуждать на многие интересовавшие её темы: говорить о музыке, театре, о психологии амбиций, о проблемах творческих людей. <... > Настоящим освобождением, которое давал Агате этот жанр, была возможность создавать глубокие характеры, не оглядываясь на структуру дектективного сюжета, которой должны быть подчинены все персонажи"

В 1952 году выходит в свет, на мой взгляд, один из лучших у Вестмакотт роман «Дочь есть дочь». Английская вариация на тему «Отцы и дети», Тургенева. В книге есть все: конфликт, советчики, любовь, ревность, неожиданные повороты сюжета и логичная развязка.

Итак, что же такое отношения матери и дочери по Агате Кристи, и как это выглядит глазами читательницы периода постсексуальной революции, в эру активного феминизма?

Главная героиня Энн, ей 41 год, она вдова и мать. Поначалу кажется, что читаешь про 60-летнюю женщину, так как идут разговоры о «второй молодости», «бабьем лете», «последнем женском счастье», «благородной седине» и «страхе одиночества в старости».

«Человек всегда одинок. 41 год? Вполне подходящий возраст для подобного открытия. Если сделать его позднее, оно может оказаться роковым. А если раньше - то требуется недюжинное мужество, чтобы с ним примириться».

Дочь Энн, Сара - девушка 19 лет. Ее мать хорошо обеспечена и Саре нет нужды работать. Нет, она ничуть не напоминает сына отсталых помещиков из романа Тургенева. Но очень похожа на многих теперешних миллениалов.

Отвлекусь. Буквально вчера, в одном кафе, неподалёку от самого продвинутого и дорогого столичного вуза я подслушала такой диалог:

- Мне сдавать по Орловскому. А я его не открывал. Вообще образование - это архаизм. Но в нашем обществе, если у тебя нет высшего образования, то ты лузер по определению. Поэтому я хожу только для проформы.

Собеседница, девушка в полосатых кюлотах молча слушала, с аппетитом уплетая равиоли со шпинатом.

А я сидела и думала, это поза? Молодое позерство неопытного влюблённого? Или это искреннее отсутствие интереса? И нет в голове осознания, что за образование платятся деньги, а древняя как мир истина такова, что человек без образования вынужден всю жизнь обслуживать других? А это значит, что вряд-ли будет шанс пригласить эту девушку в ресторан. Или все поголовно потомки английских аристократов, живущие на капитал?

Нет жара в глазах и желания изучить этот мир от скучного учебника до блестящей точки росы? Прочесть, прощупать, прокусить?

Агата Кристи с дочерью Розалиндой
Агата Кристи с дочерью Розалиндой

Также и по Агате Кристи. 100 лет назад происходило то же самое. У дочери Энн, Сары, такая же поза - учиться скучно, работать ещё скучнее. Флористом или моделью, ещё куда ни шло, но прочее ее совсем не увлекает. Мать ее в этом поддерживает:

«Когда-то действительно было модно «вести самостоятельную жизнь», уходить из дому, чтобы познать мир. Рост налогов и другие явления такого рода заставляют девушек приобретать профессию».

Со временем Сара взрослеет, и даже подумывает получить профессию. Она хочет:

«Научиться чему-нибудь. Получить профессию. Стать археологом. Можно изучить стенографию, научиться печатать на машинке, можно стать массажисткой и даже архитектором.
-Какой огромный выбор! Значит никакой определенной склонности у тебя нет?
- По-моему, нет. Нынешняя моя работа с цветами одно время мне нравилась, но теперь ужасно надоела. По правде говоря, я и сама не знаю, чего хочу».

К неопределённости дочери добавляется личная проблема матери. Один из основных вопросов, который ставит книга, стоит или нет обеспеченной и привлекательной женщине 41 года вновь выходить замуж?

Ситуация у неё замечательная. Дом в Лондоне, отличная экономка, независимый доход и несколько поклонников. В их числе «пожилой» профессор 45 лет. К тому же, к обеспеченной женщине после сорока уже никто не предъявляет требований: определиться в жизни и найти своё призвание.

На первых страницах романа Энн проводила дочь на лыжный курорт, познакомилась с мужчиной и влюбилась. Получила предложение руки и сердца и хотела ответить "Да".

Но дочь, приехав, воспротивилась браку матери. При этом Ричард, благородный и щедрый жених Энн, был готов оплачивать Саре отдельное жильё и предлагал начать самостоятельную жизнь. Но девочка слишком любит свой дом и уходить не хочет. Мать говорит, что не выгонит дочь, пока та сама не созреет до взрослой жизни.

- Она или я! - требует жених и, конечно, мать выбирает ребёнка.

Оставшись без надежды на брак, Энн полностью меняет свою жизнь. Она делает короткую стрижку, оформляет бар в гостиной и дома не бывает, порхает по вечеринкам, коктейлям и театрам. Она переутомляется, избегает чтения и размышлений, встреч с давними друзьями и попадает в зависимость от снотворного.

«Жертва это не только героический момент, когда ты готов отдать жизнь. Такое жертвоприношение, когда ты подставляешь грудь под нож- наиболее легкое, ибо совершается в момент экстаза, который сильнее тебя, и на этом испытание кончается. Но большинство жертвоприношений продолжаются потом, ты вынуждена с ними мириться изо дня в день, а это куда труднее. Тут нужно великодушие».

Дочь ее не узнаёт, взаимопонимание между ней и матерью потеряно, и не чувствуя морального одобрения и материнской поддержки, выходит за печально известного богача, он уже дважды разведён, замечен в оргиях и пристрастию к наркотикам. Главной причиной замужества Сары становится то, что мать не желает давать ей советы и тяготится ее обществом.

Найдут ли героини общий язык? Выяснят ли они отношения? Может ли мать мстить дочери за потерю личного счастья? Может ли женщина быть счастлива в одиночестве после 40?

Вот вопросы, которые Агата рассматривает в своём необычном романе. И несмотря на то, что сюжет кажется предельно простым, подход Агаты нетривиален. И дочь, и мать изменяются по ходу сюжета. Обе удивляют читателя и друг друга.

Как противопоставление интуитивному мышлению главной героини, у неё есть подруга - хладнокровная Дама (титул женщины, награжденной орденом Британской империи, такой был и у Агаты Кристи) Лора, которая ведет психологические консультации, выступает по всей стране и никогда не даёт советов. Ее роль в книге - голос здравого смысла, продуманного подхода к жизни, сдобренного британскими традициями. Диалоги Энн и Лоры - это спор разума и чувства.

Роман «Дочь есть дочь» тонкое психологическое рассуждение на тему отношений матери и дочери. Он понравится тем, кто любит вникать в тонкости отношений, кто задумывается о том, как бережно взаимодействовать с близкими.

«Я всегда любила в ней человека, а не только мать», - говорит Сара.

Сейчас в кругах семейных психологов, все чаще можно услышать мнение, что между матерью и дочерью не должно быть дружбы, что предпочтительнее держать дистанцию между поколениями и аккуратно выполнять родительский долг. Агата Кристи опрокидывает этот постулат напрочь. Когда речь идёт о женщинах, с их яркими эмоциональными переживаниями, схожим интеллектом и глубокой привязанностью, можно ли обойтись без дружбы?

И все же:

«Я знаю многих матерей, для которых дочери - острый нож, и многих дочерей, которым на матерей наплевать».

Что ж, это несомненная правда, а также причина странного поведения матерей. Когда кажется, что из любви они готовы наносить своему ребёнку один удар за другим.

А по поводу позднего замужества:

«Быть любимой - очень неудобно. Почти все рано или поздно приходят к этому заключению. Чем меньшее число людей тебя любят, тем легче тебе в жизни».

В эру феминизма и потребления, многим все ещё хочется быть любимыми. И неудобства любви все ещё перевешивают достоинства спокойного одиночества.

Анастасия Розанова.