В первую или в одну из первых встреч я всегда предлагаю клиенту составить контракт для нашей работы, чтобы указать проблемы, с которыми он пришел ко мне. Василий принес мне готовый контракт на третью встречу.
Проблемы он обозначил так:
- потеря интереса к работе и к жизни;
- разочарование в людях;
- любовь к одной женщине, брак с другой.
Цели для работы Василий поставил такие:
- обрести уверенность в себе;
- выйти из кризиса;
- определить дальнейшее развитие своей жизни.
Чтобы начать работу, мне было необходимо снабдить своего клиента некоторыми знаниями. Нам нужно было выработать общий рабочий язык. Это позволит нам лучше понимать друг друга и экономить время. Я рассказала Василию о структуре личности, о наличии истинного и ложного «Я» человека, о том, что такое бессознательный жизненный сценарий.
Взяв лист бумаги, я нарисовала треугольник. Напротив его углов я написала: «Жертва», «Спаситель» и «Преследователь». Василий вопросительно на меня посмотрел.
— Это разные лики нашего ложного «Я», и они складываются в так называемый Драматический треугольник. Когда мы входим в свой сценарий, мы перестаем управлять своей жизнью, — рассказывала я. — Мы перестаем сами выбирать свои реакции на различные жизненные события, угрозы, возможности, на поведение людей.
Незаметно наши эмоции начинают управлять нами. И хотим мы того или нет, наши отношения с людьми превращаются из реальных в игру, суть которой — воссоздание сейчас событий и сцен из далекого прошлого. Декорации и актеры меняются, а смысл разыгрываемой пьесы и болезненность переживаний участников остаются все теми же. При всем многообразии разыгрываемых разными людьми пьес основных ролей в таких пьесах всего три: роль Жертвы, роль Преследователя и роль Спасителя.
— Поясните подробнее, что это за роли?
— Когда человек входит в роль Жертвы, он чувствует себя загнанным в угол. Он верит в свою беспомощность, невозможность помочь себе или защитить себя.
— Что значит «верит»?
— Он искренне не видит других возможностей.
— А на самом деле?
— А на самом деле у человека есть выбор — поступить так или иначе. У него есть силы защитить себя или помочь себе.
— Но если у него есть эта сила, почему же он ее не использует?
— Он либо боится, либо не подозревает, что у него эта сила есть. — Я продолжала: — Находясь в роли Преследователя, человек испытывает недовольство, агрессию, ярость по отношению к другому. Он считает себя вправе наказать, унизить, проигнорировать. Или даже убить.
— Это становится интересным, — заметил Василий.
— И, наконец, находясь в роли Спасителя, — продолжала я, — человек испытывает необходимость помогать Жертве в ущерб себе. Даже без ее запроса. Всегда. Им движет жалость, он верит, что без него Жертва не справится, пострадает или даже погибнет.
— А как же мы можем оказаться в этих ролях?
— Начинаем с какой-то одной, «излюбленной» для нас роли. Это происходит в тот момент, когда мы перестаем себя осознавать. Затем можем поменять ее на следующую...
— Что значит «перестать осознавать себя»? — спросил Василий.
— Это значит перестать понимать свои настоящие потребности, возможности и, наконец, права. Это значит перестать понимать свои чувства. Так, теряя контакт с собой настоящим, мы можем незаметно оказаться во власти чьих-то манипуляций. И начав с одной роли, мы обречены двигаться внутри треугольника, от роли к роли.
— Значит, чтобы выйти из этого треугольника, нужно начать себя осознавать?
Я кивнула. Время нашей сессии подходило к концу.
— И как мне все это может помочь? — с надеждой спросил Василий.
— Вам тяжело не только из-за того, что случилось, но и из-за того, что вы не понимаете, почему все это с вами произошло. Дело в том, что есть связь между произошедшими с вами событиями и структурой вашей личности, вашим характером, — объясняла я.
— Вы намекаете, что я сам во всем виноват? — в голосе моего клиента мелькнули нотки раздражения.
— Нет, Василий, я не считаю, что вы виновны. Я считаю, что драма, которая развернулась в вашей жизни, была неизбежна.
Василий удивленно и вопросительно смотрел на меня.
— Я понимаю, что вам очень больно, и я сочувствую вам. Но ваша боль ослабнет, когда вы поймете, что этих событий могло и не быть — на каждом этапе разворачивавшейся катастрофы был не один, а множество выборов. И все получилось так, как получилось, не случайно. Это стало следствием конкретных действий или бездействия, выбранных вами. Если быть точнее, это был выбор вашего ложного «Я».
— Что мне теперь делать?
— Наберитесь терпения, — мягко сказала я. — Вам важно понять свой сценарий, свое ложное «Я», которое им управляет. Сделать это можно, спустившись к его истокам. Это позволит нам обезвредить, нейтрализовать его. Так вы сможете не только переосмыслить прошлое, но и предотвратить повторение катастрофы в будущем.
Использован фрагмент книги врача-психотерапевта, к. м. н. Ольги Лукиной «Бизнес и/или свобода».