Здравствуйте, друзья!
В каждой аптеке есть объявление, гласящее: «Лекарственные средства обмену и возврату не подлежат». Отчасти это действительно так.
Об этом говорит Постановление Правительства №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров...».
Но есть исключения. Однако об этом аптечные сети потребителям не рассказывают. Разбираемся, в каких случаях по законодательству о защите прав потребителей лекарственные средства всё же можно обменять или вернуть.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Основания для замены или возврата
1. Истёк срок годности
Дело в том, что не подлежат обмену и возврату препараты и медицинские изделия надлежащего качества. Проданное вам лекарство с истекшим сроком годности уж точно таковым не считается.
2. Повреждения упаковки
Аналогично не является товаром надлежащего качества лекарство в повреждённой упаковке.
Часто фармацевты отказывают в замене по причине «содержимое же не пострадало». Но если содержимое действительно в сохранности, заменить товар вы всё равно имеете право.
3. Описание в инструкции не соответствует реальности
В каждой инструкции есть пункт «Лекарственная форма» и её описание. Купленное лекарство должно соответствовать всем признакам: размеру, цвету, запаху, форме и пр.
Несоответствие — причина обменять покупку на другую.
4. Нет инструкции
Она является обязательным «комплектующим» для большинства лекарств. Её отсутствие также делает покупку «ненадлежащего качества» и даёт вам право обмена.
5. Не совпадает дата выпуска и серия
У большинства лекарственных средств дата и номер партии выставляются дважды — на коробке и на самом лекарстве. Например, на коробке с таблетками и на блистере/пластинке с ними. Несовпадение данных означает, что содержимое коробки заменялось.
6. На препарате (или в инструкции) нет обязательной информации
Сюда входят сведения об изготовителе, составе, свойствах, форме выпуска, сроке годности, условиях хранения, правилах приёма, побочных свойствах, передозировках и некоторая другая информация.
На зарубежных лекарственных средствах эта информация обязательно должна дублироваться на русском языке.
7. Фармацевт ошибся
Если при продаже фармацевт ошибся в наименовании лекарства, форме выпуска, дозировке или другом немаловажном свойстве, вы можете требовать обмена или возврата денег.
Но проще доказать правоту, если вы покупали по рецепту. Без него доказать ошибку продавца будет сложно.
В замене или возврате отказывают?
В случае, когда при устном обращении в аптеку вам отказывают, необходимо оформить претензию. Укажите, на каком основании вы хотите заменить лекарство или вернуть деньги. Приложите копию чека и рецепта (если был).
Претензию распечатайте в двух экземплярах и подайте в аптеку лично. Сотрудник, принимающий претензию, должен забрать один экземпляр, а на втором (вашем) оставить пометку о принятии.
Если претензию принимать отказываются, отправьте её по почте на адрес аптеки или на юридический адрес компании (или на оба адреса).
Также отправляйте жалобу в Роспотребнадзор. Сделать это можно через сайт ведомства в электронной форме.
В качестве крайней меры за вами остаётся право обратиться в суд.
А вы сталкивались с таким ситуациями? Пишите в комментарии свои истории.
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********