автомобилях, оснащенных двигателями с турбонаддувом, при движении нередко возникает такое явление, как (турбо- лаг) или турбояма.
Поэтому владельцам машин с дизельными и бензиновыми двигателями желательно знать, что называется турбоямой и способы избавления от неё.Чем же вызвано происхождение эффекта турбоямы.
В конструкции любой автомобильной турбины имеется две крыльчатки, какие хоть и закреплены на общем вале, но расположены в раздельных камерах, герметично изолированных друг от друга.
При этом, одна крыльчатка приводится в действие попадающими на неё отработанными газами.
Поскольку другая крыльчатка жёстко связана с первой, она также начинает крутиться с одновременным захватом и подачей свежего воздуха к цилиндрам мотора.
Кстати, раскрутиться турбина может до ста пятидесяти тыс. оборотов и чем большее количество отработанных газов поступает на крыльчатку в турбине, тем больше нею будет нагнетаться воздуха.
Заметьте, что для ограничения набора оборотов турбиной предусмотрена установка перепускного клапана срабатывающего в определённый момент и сбрасывающего некоторый объём выхлопных газов, не допуская разноса двигателя с присутствием одного существенного недостатка.
Происходит вот что:
При движении автомобиля на невысокой скорости, двигатель работает соответственно также на малых оборотах.
В случае необходимости резкого ускорения для обгона или иного маневра, водителем резко нажимается педаль акселератора, но ответной реакции никакой нет.
Вот этот эффект, вызванный задержкой турбины, и называется «турбоямой». Проще говоря, это задерживается мощность, и не развиваются максимальные обороты при резком нажатии педали акселератора.
Собственно, «турбояма» является провалом набора оборотов вследствие инертности турбины.
«Газ даётся», а ускоряется машина с задержкой.
Вот из-за такого явления и происходят скачки в ускорении автомобиля.
При нажатии педали газа в цилиндры проступает горючее, какое сгорев, в виде отработанных газов должно поступить на крыльчатку турбины.
В результате наращивания оборотов турбиной больше подаётся воздуха к цилиндрам мотора и авто разгоняется для обгона.
Причем, чтоб избавиться от турбоямы, турбину менять необязательно. Заметного уменьшения эффекта можно добиться изменением оборотов мотора проведением чип — тюнинга, где специалистами выполняется изменение настроек в ЭБУ заданием нужных параметров.
К слову, проведение тюнинга возможно как на дизельном, так и на бензиновом моторе.