Найти тему
Vladimir Mamontov

"Москвич-407", или Восстание пружин

Рассказ об установке передней подвески "Москвича" будет изобиловать таким подробностями, что лучше сразу предупредить: нервных просьба не читать. Причём, нервные в данном случае могут обнаружиться на самых разных направлениях: профессионалы-технари станут упрекать за дилетантский подход, а гуманитарии впадут в кататонический ступор при прочтении фразы, типа, «пружинная шайба с внутренними зубцами не всегда может быть заменена гровером».

Подвеска, которая не снилась Бекингему.
Подвеска, которая не снилась Бекингему.

Осложняется дело и тем, что я периодически сталкиваюсь с вопросом: а зачем вы отдаёте этому свой досуг? Ну, допустим, одолела прихоть поездить на старом автомобиле. Так дайте заработать профи, которых в Москве немало. Отдайте вашего «дедушку», им в мозолистые руки - и через максимум полгода, получите его сияющим, как с завода. Можно и так. Но нам хочется самим. Я уж писал, что разбирая и собирая обратно старенький «Москвич-407», мы в какой-то мере разбираем устройство Советского Союза, моей Родины, которую я люблю - не слепо, не бездумно, а нежно и конструктивно. Да, над всем этим, как запах машинного масла, витает аромат промышленной ностальгии. С элементами стимпанка. Да, потягивает мимозой и оттепелью, когда советский человек смог, сев за руль, махнуть на личной (или прокатной) машине в Крым! Сам, без путёвки! А поскольку СССР тянул на Вселенную, то поездка такая была сколь романтичной, столь и героической. Ну, как наши первые самостоятельные путешествия по Турции и Испании в 90-е.

Дело так же в том, что реставрация «Москвича» ставит перед энтузиастом ряд задач, которых решить надо только тебе - и никому другому. Конечно, энтузиастов обступают благожелательные профессионалы, которые помогают изо всех сил. Они расточат детали на станках с ЧПУ, вырежут - хоть лазером - по чертежам любую прокладку, изготовят один в один сияющую эмблему, пластиковую ручку, отпескоструят и хромируют. Но так не интересно. А я? А что я сам могу из этого набора? Нет, явно я во что-то не наигрался в детстве и юности, раз всё-таки решил восстановить «Москвич» - машину, которой у меня тогда не было и быть не могло: юн я был для него, сошедшего с конвейера. А маминой зарплаты точно бы не хватило.

Мой двор. Шестидесятые. Заглядываем в "Волгу".
Мой двор. Шестидесятые. Заглядываем в "Волгу".

Кстати, помню, как пытался рассчитать: а сколько лет мы копили бы на авто в 60-е годы? Мама получала в среднем рублей 250-300 (новыми) в месяц, она уже была начальник отдела, бабушкину пенсию не помню. «Москвич» стоил от 3 до 3,5 тысяч рублей. Если не есть, не пить, не платить за квартиру и партвзносы, то за за год искомая сумма у нас была бы. Таким образом ясно: если бы в семье был ещё один крепкий добытчик, мечта из несбыточной становилась бы вполне осязаемой. Но добытчика не было, да и сказать, что все кругом получали, как мама, и мечтали о «Москвичах», как сосед дядя Юра, который вскоре его и купил, не могу. Катались мы на соседской с восторгом, и катал он нас с восторгом, но всё-таки это была игрушка, не то, что сейчас. Или, вернее, сейчас опять игрушка - если про реставрацию.

Ну, ладно, вернёмся к подвеске. Мы её отдраили, покрасили, заменили резиновые втулки стабилизатора поперечной устойчивости и те из подушек креплений, что за столько лет разлохматились. Не нашли пока новых резиновых чехлов под шарниры, зато переставили с «донора» буферы верхнего рычага подвески: наши разодраны были в клочки. А на «доноре», что на пять лет младше - как новенькие. По амортизаторам я уже писал: их замена последует, но она не обязательна именно сейчас. Прошлые хозяева их явно меняли, они работоспособны, поэтому пенсионный возраст им поднят.

Это просто отлично отреставрированный 402-й. Предшественник.
Это просто отлично отреставрированный 402-й. Предшественник.

А теперь подробности, леденящие кровь. Двигатель мы сняли с машины, выкатив его из под высоко задранного корпуса. Ниже есть текстовые иллюстрации, которые поясняют вопрос в подробностях для тех, кто в захочет вникнуть. Странички из библии «москвичеводов», книги «Ремонт автомобилей «Москвич» авторов Ю. Хальфана и В. Гурмана.

Библия "москвичеводов".
Библия "москвичеводов".

-5
Главарь борцов с машинами.
Главарь борцов с машинами.

У нас всё получилось, по книге, как нельзя лучше: заодно и подвеску прошерстили, чего поначалу делать ленились. Но! Когда мы стали подвеску на колёсных домкратах задвигать обратно под корпус, стало ясно, что надеть верхние рычаги на три болта, торчащих из отменно выкрашенных обойм верхних подушек крепления поперечины к раме автомобиля, нам не удастся. Дело в том, что снимали мы их, когда на «Москвиче» стоял двигатель. А это килограммов 150 весу. Он давил раму к земле в соответствии с законом гравитации. И простые советские пружины, которые составляют важнейшую часть подвески, были сжаты. Они смолоду трудились. Они не знали продыху. Ныли, скрипели и помалкивали. Без движка они почувствовали собственную силу и значимость. Они чихнули - и распрямились! И потеряли рамсы: они стали главнее. Они высвободились настолько, чтобы максимально затруднить нам, их законным хозяевам, задачу. Мы и так, и этак, но усилие, которое помогло бы хоть чуть сжать советскую пружину, требуется нешуточное. Это факт.

Конечно есть средства побороть это восстание пружин. Магазины рядом. Вэлкам! Пружины фиксируют, сжимают инструментами типа большой струбцины и т.д.

Но мы пошли другим путём. Мы сели и стали думать: вот мы в лесу. Может, прифронтовом, может, просто в грибном, да, февраль, но Сергей Брилёв (Sergey Brilev) же гриб нашел; температура плюс четыре, время светлое, а у нас такая вот задачка. Что мы можем сделать, как истинно русские люди? Бросить машину - и идти днём и ночью на призрачные огни дальней деревни, будить тракториста? Звонить по мобильному в ремонт? А если пи- или мю-мезонный взрыв в атмосфере вырубил всю электронику на планете? Хорошо, что у нас карбюратор, а не инжектор - и никаких к нему компьютеров. Нас это не касается. (У спящего тракториста, кстати, тоже - он же спит с 60-х, тогда люди были проще, он, скорее всего, поможет, если уж ничего не придумаем и придётся его найти и разбудить). У нас вообще со спящим трактористом под рукой не гаджет, не не одноразовая мыльница на колёсах, а ремонтопригодные транспортные средства, которые можно починить. Самим. У нас есть набор инструментов. У нас куча болтов и гаек. При нас головы - похожими работали Ньютон, Тесла, братья Черепановы. Советский учёный Мичурин! Хотя этот нам точно не поможет. Хорошо: Курчатов!

Думали мы минут десять, поскольку идти и ехать никуда не хочется, да и жена кричит, что кофе готов. За чашкой идея пришла такая: мы отворачиваем два болта, которыми закреплён шаровой шарнир подвески. И сначала надеваем верхний рычаг на призывно торчащие болты, затягиваем их гайками с гроверами (кто не знает, что это такое, потом расскажу), как и положено. Конструкция, надевшись, проседает вниз и почти преодолевает расстояние, на которые расширились свободолюбивые пружины. Однако же между стойкой подвески и шарниром всё-таки остаётся зазор несколько больший, чем покрывают штатные болты. И тогда мы взаймы берем из коллекции Елена Кондратьева-Сальгеро, про это я уже писал, вот ссылка

http://mamontov.club/nasledstvo-sovetskogo-inzhenera/ ,

чужаков, болты подлиннее, пропускаем их сквозь отверстия и быстро динамометрическим ключом затягиваем гайки до отказа. Но так, чтоб не сорвать. Кончаем митинг, вводим комендантский час.

Ну, так всё ясно.
Ну, так всё ясно.

Таким образом восставшие пружины получили неожиданный удар под дых, ответочка прилетела им, откуда не ждали. Конструкция соединена, она обрела прежнюю устойчивость, стала на место - и, убедившись в этом, мы по одному аккуратно, технологичненько выворачиваем чрезвычайные болты и заменяем их на штатные, чтоб не торчали, вид не портили, издевательски умасливая наилучшей медной смазкой - чтоб лучше держали. И от ржавчины. Чтоб на века.

И никакой сменяемости.

Авто
5,66 млн интересуются