Расскажем вам о довольно интересном и необычном трамвае с точки зрения дизайна и применённых в нем решений, это трамвай ЛТ-10. Начнём с истории его разработки.
Начало 90-х годов, СССР разваливается, связь и поставки трамваев Т-6В5 (ЧКД Прага) из Чехии нарушились, а новые трамваи необходимы, возник вопрос, что делать? И руководство тогда ещё Украинской ССР находит решение разработать свой собственный трамвай. Министерство жилищно-коммунального хозяйства выделило 2,5 млн советских рублей на НИОКР по созданию собственного трамвайного вагона. Работы по разработке трамвая выполнили: Научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт городского хозяйства в Киеве (НИКТИ ГХ, лаборатория подвижного состава), конструкцию и технологию производства кузова - авиастроительный завод имени Антонова (!!!) и КБ "Лугансктепловоз.
ОПИСАНИЕ ВАГОНА
Вагон ЛТ-10 имел весьма странный для трамвая, можно сказать фантастический, дизайн с непривычной для трамвая отдельной дверью для входа в кабину водителя. Однако всему есть своё объяснение. Например, форма лобового окна призвана улучшить обзор водителя на посадочную площадку, дабы лучше контролировать подходящих к вагону людей. Таким образом, слепая зона в районе правого переднего угла, характерная для абсолютно всех даже современных трамваев, на этом вагоне просто отсутствовала. Внешность у вагона действительно ну очень неклассическая, согласитесь.
Кузов вагона опирался на две двухосные моторные тележки с внешними буксами - тележки во многом напоминали конструкцию тележек тепловозов 2ТЭ116. На каждой тележке были установлены два тяговых двигателя, которые через двухступенчатые редукторы приводили в движение колесные пары. Мощность каждого двигателя составляла 65 кВт, поэтому вагон без проблем мог преодолевать крутые уклоны. Тележки вагона были оборудована всеми необходимыми видами тормозов.
"Ноу-хау" вагона было то, что изначально была установлена тиристорно-импульсная система управления (производство г. Запорожье). Всё было размещено на крыше вагона.
В конце 1991 года планировали макетный образец создать до лета 1992, а в 1993 выпустить первый серийный вагон... Но к чисто техническим проблемам присоединились и экономические.
НАЧАЛО ИСПЫТАНИЙ
Испытательный вагон (с датчиками) и пассажирский вагоны были построены только к 1993 году. Начиная с июня эти вагоны начали испытывать на территории завода. В начале 1994 года вагон с номером 001 (опытный вагон) выходит на улицы Луганска - в первый рейс на нем отправились от родного завода его создатели, представители местной власти и журналисты.
К лету 1994 года завод выпустил два пассажирских вагона, получивших в Луганске №№ 201 и 202, они уже работали на городских маршрутах. Опытные вагоны с номерами 001 и 002 (заводские 1 и 2 соответственно) с пассажирами никогда не работали. Выход вагона власть в 1994 подала как прорыв, однако... вагонам была сразу же "поставлена подножка"...
АВАРИЯ
8 ноября 1994 во время испытаний у вагона отказывают основные тормоза. На уклоне вагон набирает скорость. Водитель-испытатель тормозит вагон рельсовыми тормозами... Но... Не тут то было. Кто-то (комиссия так и не выяснила кто) отключил 3 (!) рельсовых тормоза из четырех. Вагон сходит с рельсов в кривой и, проехав десятки метров, заваливается на бок. Вагон недокатал примерно сотню километров из положенных 5000. Аварию пытались замолчать. Вагоны №,
201, 202 покидают улицы Луганска, на заводе ведут изыскания по улучшению тормозной системы.
СЕРИЙНЫЙ ВЫПУСК
В конце 1994 года находящиеся на заводе готовые 5 вагонов отправляются в город Енакиево Донецкой области и получают № 101-105.
Для Луганска завод строит еще шесть трамвайных вагонов (202 - 208) на протяжении долгих 3 лет (с 1995 по 1998). Один вагон в 1998 году покупает Москва. На этом выпуск ЛТ-10 прекращается.
Всего было выпущено более 20 вагонов. Часть из них (заводские номера 1, 2, 3) на маршрутах никогда не работали, т.к. создавались для проведения испытаний. Часть (заводские номера 16, 17, 18 и 20+) были заброшены на заводе и так никогда и не поехали. Позже они оказались на улице... брошенные и никому не нужные...
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Луганский трамвай ЛТ-10 оказался тяжёлым (23 тонны) и неповоротливым. Неудачной оказалась его эксплуатация как в Луганске, так и в Енакиево. В Енакиево работа вагонов показала, что при похожем с 71-605 габарите и базе вагон ЛТ-10 тяжело вписывался в кривые, многие места для него стали труднопроходимые, а вагоны из Усть-Катава там спокойно проходили. Также часто ЛТ-10 сходили с рельсов в кривых малого радиуса. Работали вагоны только на одном маршруте (№3) который проходит рядом с депо, на другие два маршрута их не ставили. На маршруте №1 - продолжительный уклон, на котором один раз у вагона отказала система управления, на маршруте №4 негабаритные места. Енакиевские трамвайщики упорно пытались "подружится" с вагонами до 1997 года. В 1997 году все 5 вагонов были загнаны в "железный (трупный) ряд" на территории депо и простояли там до 2007 года, разбираясь на запчасти. В 2007 году они были списаны все и в течении 1-2 года позднее были все порезаны на металл.
После того как вагоны были сняты с эксплуатации, один раз, вагон под номером 104 совершил свою последнюю поездку по всему городу, катая в виде экскурсии иностранцев. После этой поездки, ни один вагон не вышел за ворота депо.
В родном Луганске вагоны проработали дольше. В Москве с ЛТ-10 возились с 1999 по 2003 годы и также как в Енакиево признали вагон безнадежным и отправили в музей.
ПРИЧИНЫ НЕНАДЁЖНОСТИ ВАГОНОВ
Прогрессивная, но ненадёжная система управления часто выходила из строя. В сочетании с отсутствием какой-либо поддержки со стороны производителя и постоянными проблемами с запчастями это стало одним из решающих факторов отставки вагонов.
Повторно стоит сказать о тележке. С одной стороны, тележки были отличные: очень мягкие на ход благодаря пружинному буксовому подвешиванию, но с другой стороны недоработка самих тележек стала вторым решающим фактором в низкой надёжности вагона. Часто в тележках рвались резинокордовые муфты из-за частых пусков и остановок. Подавляющее большинство вагонов проработало всего несколько лет и стало "на прикол".
Распространению вагонов помешали несколько причин:
1) авария с опытным вагоном;
2) низкая надёжность оборудования;
3) дороговизна вагона.
В 1995 году вагон стоил около 180 тыс. долл. США, в то же время Усть-Катавские 71-608К, даже несмотря на необходимость доставки и значительную техническую отсталость, были гораздо выгоднее.
ИТОГ
Вот такая получилась печальная история у трамвая ЛТ-10. Вагон очень необычный и интересный, и жаль, что он так не пошел в массовую серию. История не знает сослагательного наклонения.
В доработке конструкции и узлов никто не был заинтересован, ни страна, ни завод. Примерно же в это время параллельно с выпуском этих вагонов, другое предприятие Украины — ЮжМаш (г. Днепропетровск) начал производить трамваи Т-6В5 (Т-3М) по лицензии ЧКД Прага, но это уже совсем другая история.
канал "ПАНТОГРАФ", материал подготовлен и предоставлен для публикации Андреем Григорьевым (Тула), использованы материалы из сети "Интернет", фотографии из свободного доступа сети Интернет, в том числе Олега Бодни (Краснодар), Вадима Пудовкина (Харьков) и др.
Другие материалы по теме транспорта Вы можете прочесть по ссылкам:
На российском трамвае по Евросоюзу
Скромные результаты усть-катавцев. Трамвай
Необычный памятник в Туле: старому троллейбусу ЗиУ-5